Мы должны верить друг в друга
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Твой истинный брат – тот, кто прощает тебе твои ошибки
и прикрывает твои просчёты, и принимает твои извинения,
и покрывает твой стыд, и избавляет тебя от страха,
и оправдывает твои надежды».
Али ибн Абу Талиб
«Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже.
Принимая же его таким, каким он должен быть, мы
заставляем его быть таким, каким он может стать».
И. В. Гете
Ко всем проблемам экономической, политической и социальной сферы, постигающим мусульман изо дня в день добавляются также и проблемы эмоционального характера. Если предыдущие возникли с участием посторонних, чуждых нам сил, то последние – дело сердец самих верующих. Одной из таких является распространенная склонность к взаимной критике и осуждению.
Доступ к религиозным знаниям для многих стал не средством самосовершенствования и духовного роста, а средством разоблачения своих братьев по вере и ученых. Такое отношение к знаниям привело к тому, что мусульмане стали разобщенными, ведь теперь появились ярлыки, посредством которых можно определить того или иного верующего. Истинное же предназначение религиозных знаний – это объединение, улучшение и облегчение жизни мусульман.
Одним из таких разобщающих факторов является то, что мы перестали верить друг в друга: чужие ошибки мы рассматриваем под микроскопом, а свои собственные – как будто из космоса. Если человек не соблюдающий мусульманин и совершает явные грехи, то мы не питаем надежды на его выздоровление и исправление. Для нас это как будто потерянная личность. Если же человек стремится к довольству Аллаха, то в этом случае мы «охотимся» за его скрытыми грехами, подозревая в лицемерии, заблуждении или каких-либо других отклонениях.
Наши подозрения и позиция вечной проверки и недоверия к другим, конечно, не затронет сердце искреннего мусульманина, однако это отражается негативно на состоянии наших собственных сердец – они омрачаются ложными предположениями, завистью, недовольством, высокомерием, неверием, и в целом отдаляются от Аллаха.
Другое плачевное последствие – это невозможность строить на таких взаимных предположениях друг о друге перспективные, доверительные и крепкие отношения. Какие отношения могут быть с человеком, с которым вы отслеживаете ошибки друг друга?
Такая позиция, конечно, противоречит Сунне. Сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и праведный халиф, Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не думай о словах, сказанных мусульманином плохо, если ты можешь найти в них хороший смысл».
Некоторые мусульмане думают о словах или поступке своего брата хорошо только если не остается никаких сомнений или признаков, указывающих на обратное. Но тогда насколько искренне это братство? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У верующего есть шесть особых обязательств (по отношению к другому) верующему: он навещает его во время болезни, присутствует на его похоронах, отзывается на его приглашение, приветствует его при встрече, желает ему благого, и искренен (сердечен) по отношению к нему в его присутствии и отсутствии».
Всевышний Аллах запретил не только вражду между верующими, но и запретил те поступки, которые ведут к ней. В сура «Аль-Худжурат» сказано: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом». В другом аяте сказано: «Не следите друг за другом…». Также в суре «Аль-Исра» Всевышний Аллах сказал: «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое; поистине сатана желает раздора между ними».
Раздор только заканчивается оскорблениями и обидами, начинается же он с плохих мыслей о другом человеке, которые прокладывают путь несправедливости в отношении него. Неважно, знает ли твой брат о твоем мнении о нем – потому что загрязняется этой скверной твое собственное сердце. А затем оно располагает тебя и к дурным поступкам. Можно скрыть эту тайну от человека, но нельзя скрыть ее от Всевышнего, смотрящего в наши сердца. Неужели мы думаем, что плохое мнение не имеет влияние на общее состояние наших дел, нашего ума и сердца? Имеет.
Точно так же, как хорошее мнение преображает твой мир, плохое – омрачает его. От Аль-Бара ибн Азиба, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О те, которые вошли в Ислам своими языками, а в сердца которых не вошла вера! Не злословьте о мусульманах, выискивая их недостатки! Аллах раскроет недостатки того, кто станет выискивать недостатки мусульман, даже в том случае, если он станет прятать их в своем доме».
Также имам Малик говорил: «Мы встретили таких людей, у которых не осталось скрытых недостатков. Они стали говорить о недостатках людей, и люди стали говорить об их недостатках. Мы также встретили людей, у которых тоже были недостатки, однако люди забыли об их недостатках, так как они не говорили о недостатках людей».
Несмотря на то, что мы больше знаем о религии, веры в сердцах прибавилось не у всех. Особенно это касается веры в отношении своих братьев. В наших сердцах все еще остаются территории неверия, которая большей частью касается наших взаимоотношений с нашими братьями.
Австрийский врач и психиатр, бывший узник нацистского концлагеря, Виктор Франкл, в своей знаменитой речи 1972 года сказал: «В Европе на любого американского студента, более того, на любого взрослого американца смотрят как на человека, который хочет много зарабатывать. В действительности же только 16 % студентов своей главной проблемой считают хороший заработок. Но знаете, какова была самая многочисленная категория? 78 % представителей американской молодежи были озабочены тем, чтобы, как они выразились, «найти смысл и цель в жизни».
То есть это реалистичный взгляд на человечество? Знаете, что мне сказал мой инструктор по пилотированию самолета? Если вы вылетаете от одной точки и хотите долететь в другую точку, на восток, но дует сильный боковой северный ветер, то вас снесет и вы приземлитесь не туда, куда планировали. Поэтому приходится, как это называется у пилотов, «лететь со сносом». Нужно целиться на точку, расположенную севернее (выше) этого аэродрома, как будто вам нужно лететь выше. Если вы целитесь севернее этого аэродрома, то к нему и прилетите. Но если вы целитесь прямо в него, то прилетите южнее. Это справедливо и для человека я бы сказал. Если вы видите человека таким, какой он есть, то вы делаете его только хуже. Если мы становимся идеалистами и переоцениваем его и даем ему завышенную оценку – знаете ли вы, что с ним происходит?
Мы способствуем тому, чтобы он стал тем, кем он на самом деле может быть (то есть даем ему стимул стать настолько «хорошим», насколько он может им быть). Поэтому в каком-то смысле нам нужно быть идеалистами, чтобы стать настоящими реалистами. Поэтому если вы не признаете у молодого человека его стремление к смыслу и поиску смысла и цели жизни, вы делаете его хуже и скучнее. Вы усиливаете его разочарование. А если вы допускаете в этом так называемом уголовнике или малолетнем преступнике наличие его значения и поиска смысла… Давайте признаем это! Давайте допустим это! Тогда вы вызовите у него желание стать тем, кем он может быть».
Нам нужно верить друг в друга – верить в лучшее, что в нас есть, верить в лучшее, что в нас может быть. Будьте щедры на доверие к своим братьям, чтобы к вам был щедр Всевышний. Если можете найти хоть одно оправдание – найдите ему и простите его. Ищите самое лучшее даже в самых (на внешний взгляд) худших людях. Потому что когда мы верим в наших братьев и сестер по вере, то невольно призываем их к тому, чтобы быть еще лучше, когда мы признаем в них грамм добра, они осмеливаются на то, чтобы отыскать и выработать в своей душе килограмм добра и любви.
Кто знает, может, ваша вера станет вдохновением для отчаявшегося грешника, стимулом для того, чтобы стать лучше, чище, ближе к Всевышнему. Такое может случиться. А может и не случиться. Во всяком случае это будет ваш весомый вклад не только в свое сердце, но и в сердце своего брата или сестры по вере. Верьте друг в друга. Нам сейчас этого очень не хватает.
Ася Гагиева