Любовь к себе как часть духовности
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Многие считают любовь к себе грехом. Наверно такое восприятие во многом зависит от того, что люди вкладывают в понятие «любви к себе». Часто его просто путают с эгоизмом. Хотя между ними есть существенная разница…
Эгоизм – это внешнее проявление внутренней (скрытой) ненависти к себе. Тот, кто в глубине души не уважает и не ценит себя, внешне будет маскировать это «зацикленностью» на своей личности, своих проблемах, потребностях и т.д. Это не более чем попытка заполнить внутреннюю пустоту (а на самом деле гнев, тревогу и ненависть к себе) наружной суетой, концентрированностью на себе. Такой человек не любит ни себя, ни других.
А любовь к себе?.. Любовь к себе – это отправная точка, зачаток любви к другим. Не может быть милосердным и любящим в отношении других тот, кто не познал этих чувств в отношении самого себя. Известный средневековый богослов М. Экхарт писал: «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь любить их как одну личность. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково».
В чем проявляется любовь к себе?.. Прежде всего надо понимать, что любовь к себе не означает следования своим желаниям. Чаще всего, любить себя значит даже противодействовать им, потому что человек по незнанию может стремиться к тому, что причинит ему вред. В Коране не раз указывается на «пробелы» в нравственности человека. Например:
- «Истинно, человек сотворен малодушным, колеблющимся» (Коран 70:19);
- «Человек восстает» (Коран 96:6);
- «Человек более всего препирается» (Коран 18:54);
- «Человек враждебен» (Коран 36:77);
- «Человек неблагодарен» (Коран 17:67);
- «Когда Мы благодетельствуем человеку, он удаляется, уходит в свою сторону, когда же постигает его бедствие, он отчаивается» (Коран 17:83).
Следует также подчеркнуть, что указание Всевышним недостатков человека не стоит расценивать как умаление его достоинств, его принижение. Ведь согласно тому же Священному тексту человек – избранный Богом, Его наместник на земле. «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». (Коран, сура «аль Бакара», аят 30)
Признание факта своей врожденной слабости дает человеку осознание своей зависимости от Бога.
В любви к себе мусульманин занимает золотую середину. Он не принижает себя, не доходит до самоуничижения. «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» (Хабусат нафси), но говорит: «Я заслуживаю порицания» (Сахих Муслим)
И, осознавая свои врожденные пороки, не возносит свои умозрения, желания, настроения до абсолютной истины. Он признает свою слабость, несостоятельность. И признавая их, находит наилучшим вверить себя Богу, Его мудрости путем следования Его указам и Его религии.
Одно из самых адекватных определений любви можно найти у Э. Фромма: «Любовь – это активное участие (заинтересованность) в жизни и развитии объекта любви». Учитывая врожденное несовершенство человеческой души (вспомним эпизод очищения ангелами сердца Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от «куска черни»), следует признать, что мы не всегда заинтересованы в своем благополучии. Чаще всего, мы даже противодействуем своему благополучию путем совершения грехов и непослушанием. Ведь наука уже не раз доказывала пользу коранических и пророческих запретов и повелений для человека. И не раз доказывала вред совершения грехов для душевного и физического здоровья человека и общества.
Всевышний не нуждается в нашем поклонении. Поклонение и искренность в верности Всевышнему необходимы прежде всего самому человеку, во имя его спасения и мирского и вечного благополучия. И тогда так называемая любовь к себе, а вернее, милосердие человека к себе выражается не в том, чтобы быть рабом своих желаний и убеждений, а в том, чтобы защитить себя от вредных последствий своих деяний и злых намерений. Ведь именно с этой целью и были ниспосланы и Священные тексты и пророческие заветы – чтобы человек спас самого себя. «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров». (Коран, сура «аль Фуркан», аят 1)
Ася Гагиева