• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Когда блага – испытания, а не признак благословения

2576

 все блага, данные человеку, являются испытанием

все блага, данные человеку, являются испытанием

Вся Вселенная принадлежит Всевышнему, и Он дает то, что пожелает, кому пожелает. Всевышний дарует людям пропитание, делает их богатыми и дает им обильные урожаи. Как утверждает Всевышний в Коране, Он расширяет положение любого из  Своих рабов, как Он пожелает, или, напротив,  ограничивает его. Он делает это по определенным причинам и согласно Своей мудрости. И те, чье состояние расширено, и те, чье положение ограничено, фактически испытаны Им. Те, которые не впадают в высокомерие и распущенность по причине благ, дарованных им, а вместо этого  но благодарят Творца за все ниспосланное; те,  которые уповают на Аллаха и проявляют стойкость, когда их ресурсы ограничиваются, - это те Его рабы, которыми Он доволен.

Слова Сулеймана, мир ему, которому была дана необъятная власть и сила, свидетельствуют, что блага являются таким же испытанием, как недостаток и нужда: «А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Увидев установленный перед ним трон, он сказал:

«Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или же буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь - Богатый, Великодушный». (сура «ан-Намль», «Муравьи», аят 40)

Слова пророка Сулеймана (а.с.) о том, что эта милость ему оказана, чтобы испытать его и проверить, будет ли он благодарен, является одним из объяснений, почему тем или иным людям даются блага – в качестве испытаний. Те блага, что также названы соблазнами этого мира, включая богатство, детей, супругов, родственников, статус, престиж, интеллект, красота, здоровье, прибыльную торговлю, успех – все блага, данные человеку, являются испытанием.

Эти блага могут ввести в заблуждение тех, кто отклоняется от пути Всевышнего.  Для многих, которые несмотря на отсутствие веры в Бога, радуются долгой жизни, наслаждаются бесчисленными благословениями, обладают плодородными землями и воспитывают здоровых детей. Эти люди, вместо того, чтобы стремиться получить довольство Всевышнего сбились из-за этих благословений и отошли от Бога.

Долгая жизнь не приводит такие сердца к исправлению, и наоборот – только множит их непокорность Всевышнему. Незавидная участь, внешней стороне которой могут завидовать только те, кто не хочет видеть обратной стороны. Всевышний предупреждает в Коране, что ниспослание благ или безнаказанность могут быть искушениями, укрепляющими  заблуждение неблагодарных Его рабов:

«Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только подвергнуть их мучениям имуществом и детьми в этом мире, дабы они расстались со своими душами неверующими» (сура «ат Тауба», «Покаяние», аят 85)

«Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 178)

«Оставь же их в их невежестве (или слепоте и растерянности) до определенного времени. Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они и не ощущают этого!» (сура «аль Муъминун», «Верующие», аяты 54-56)

Как объясняется в аятах, то, чем обладают неблагодарные и нечестивые люди, на самом деле не является для них благом. Время, предоставлено им, чтобы приумножить их грехи. Когда их срок истечет, ни их богатство, ни их дети, ни их статус не смогут спасти их от мучительного наказания. И Всевышний приводит пример прошлых поколений, которые преуспевали в мирском, но потерпели убыток.

«Сколько же поколений до них Мы погубили! Они превосходили их богатством (или утварью) и внешностью» (сура «Марьям», аят 74)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня». (ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

Всевышний справедлив и милосерден. Он делает то что делает с добром и мудростью. Поэтому достаток одного может быть его проклятием, отдаляющим его от Творца и верного пути, а нужда второго – благословением, приближающим его к покорности и смирению. Истинную же цену этих благ и каждого человека  в отдельности мы узнаем только в день Суда – когда истина и справедливость выявятся и всем будет воздано по заслугам.

Ася Гагиева

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика