Как уберечься от прелюбодеяния глаз?
Ислам стоит на страже целомудрия и благовоспитанности. Но часто многие мусульмане несправедливо перекладывают полную ответственность за сохранение нравственных основ на женщин. При этом они игнорируют свой вклад в виде разглядывания, преследования, а порой и домогательств, оправдывая свои действия тем, что если женщина одета определенным образом, значит, она тем самым выражает согласие на преступление ее границ.
Необходимость одеваться скромно, закрываться никого не освобождает ответственности за свои поступки, поведение и помыслы. Ведь когда совершается кража, мы все равно судим вора за его поступок, а не хозяина за его неспособность хранить имущество в надежном месте.
Вспоминается, один из рассказов, приведенный в книге Бухари. Согласно нему Абдуллах ибн Аббас рассказал: «Когда молодой мусульманин по имени Аль-Фадл ибн Аббас ехал верхом вместе с Пророком в день Курбана Байрама, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился и стал отвечать на религиозные вопросы людей.
К Пророку подошла красивая женщина из семейства Хасана с религиозным вопросом. Молодой и красивый юноша Аль-Фадл не мог оторвать от женщины свой взгляд, он засмотрелся на ее красоту и она засмотрелась на него. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидев такое, взял его за подбородок и повернул его голову в другую сторону, не сказав ни слова».
Многие стараются оправдать «прелюбодеяние глаз» природой или врожденной страстью или другими факторами, над которыми люди якобы не властны. Но это никак не стыкуется с фактом, что каждый взрослый человек может сознательно управлять своим телом, он может выбрать, что говорить и что делать. Если у него нет умственного отставания или каких-либо особых болезней, то он может контролировать свое поведение. Вспомним историю пророка Юсуфа, мир ему, которая приведена в Коране. Один из аятов гласит:
«Женщина, в доме которой он жил, стала соблазнять его, заперла двери и сказала: «Иди ко мне». Он сказал: «Упаси Аллах! Ведь он – мой господин, обеспечивший мне прекрасную жизнь. Воистину, беззаконники не преуспеют». (сура «Юсуф», аят 23)
В толковании ибн Касира: «Всевышний Аллах говорит о жене Азиза, в доме которой находился Юсуф в Египте. Ее муж попросил у нее обращаться с Юсуфом обходительно и хорошо, но она стала соблазнять его и позвала его к себе потому что полюбила его из-за его красоты и мужественности. Это побудило ее к тому, что она приукрасилась, закрыла все двери и позвала его к себе, но он воспротивился этому категорическим образом. Он ответил ей: «Упаси Аллах!» Ведь твой муж сделал прекрасным мое пребывание или жилище, и был добр ко мне. И я не могу ему ответить мерзостью по отношению к его семье. Поистине, не будут счастливы неправедные».
Праведность человека не предполагает, что все вокруг будут добры, благочестивы, разумны и миролюбивы. Праведность – это когда человек находит в себе силы противостоять соблазнам, удерживать себя от несправедливости и страстей, даже если все вокруг забыли о границах. Если человек все время будет перекладывать ответственность за свое поведение на других, то он станет одним из беззаконников, который в любом жесте или повороте будет видеть призыв к греху и не станет утруждать себя терпением и сдерживанием от искушений.
Подобное мышление доводит до абсурдных ситуаций, одна из которых приключилась с мусульманкой, пришедшей на некое судебное заседание. Она была одета в черную свободную абаю, у нее было закрыто и лицо, и руки, однако как только она вошла в зал, кто-то начал кричать на нее, обвиняя в том, что цель ее прихода – соблазнять мужчин. Оказалось, что поводом для такого нападения послужила синяя полоска у подола ее абаи, которая «выдала» якобы грязные намерения посетительницы.
Подобные случаи не редкость там, где люди любят указывать на чужие ошибки, игнорируя собственные обязательства. В одном из аятов Корана сказано:
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят». (сура «ан-Нур», «Свет», аят 30)
В толковании к этому аяту ибн Касир приводит хадис, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: «Но мы обязательно должны делать это, ведь только там мы можем собраться и побеседовать друг с другом» Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться, то воздавайте дороге должное» Это значит «потуплять взоры, не причинять вреда (никому), отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого». (Бухари, Муслим)
Религия обязывает нас запрещать порицаемое и одобрять богоугодное, но указывающие на других пальцы нам не принесут пользы, если большая часть нашей духовной работы не будет направлена на воспитание самих себя. Делать напоминание, которое приносит пользу, - прекрасно, но вести себя так, чтобы твое поведение, а не слова, в первую очередь было образцом благочестия – еще прекрасней.
Ася Гагиева