Как прервать цепочку обид?
В предыдущей статье мы говорили о таком явлении, как эстафета обид. Ее суть заключается в том, что люди, получая обиды от одних людей, сохраняют в себе их негативный заряд, чтобы при «удобном» случае обидеть кого-нибудь другого. Обида оставляет в наших сердцах болевой след, от которого мы невольно стремимся избавиться. Подсознательно для достижения облегчения, мы «делим» эту боль с кем-то другим, но не беседой и просьбой о поддержке, а причинением ему подобного вреда. Как говорится, что внутри, то и снаружи. Если в сердце твоем сохранилась память о вреде, нанесенном тебе, то этот отпечаток так или иначе отразится на твоих взаимоотношениях с окружающими и поведении. Так происходит «заражение обидами». Например, тебя обидел отец, ты обидел младшего брата, который, в свою очередь, «разделил» свою боль с кошкой, пнув ее без повода…
Как прервать эту несчастливую цепочку взаимного вредонанесения? Одно из решений состоит в том, чтобы люди научились прощать друг друга – отпускать обиды на волю. Символично в этом отношении английское слово «прощать». Дословный его перевод значит «возвращать» (for-give). Да, простить – значит, вернуть обидчику его злобные слова и поступки. Можно услышать, но не принять их в лоно своей души. Как в примере со знаменитым поэтом Омаром Хайамом. Рассказывают, что один человек стал публично оскорблять его, называя грубыми и оскорбительными словами. На что поэт лишь улыбался, не говоря ни слова. За этой сценой наблюдал один богатый вельможа, который выразил свое удивление самообладанием, спокойствием Омара Хайама: «Как ты можешь терпеть такие оскорбления? Неужели тебе не обидно?» Чтобы объяснить ему свое поведение, Хайам повел его в старый чулан, в котором хранилась изношенная одежда, и взяв оттуда дырявый халат, предложил примерить. Щеголь ответил: «Я прилично одет. Зачем мне эти обноски?» «Вот видишь, - сказал ему Хайам, - ты не захотел примерять лохмотья. Точно также и я не стал примерять те грязные слово, которые швырнул мне тот человек. Обижаться на оскорбления значит примерять лохмотья, которые нам швыряют».
Прощать нужно не из высокомерия, а из позиции принятия и сострадания. В контексте вышеприведенной притчи это значит носить богатое и красивое платье, при этом не смотря на того, кто бросает тебе лохмотья, как на нищего, а смотря на него как на подобного тебе и заслуживающего таких же красивых и достойных платьев. Веря в то, что те лохмотья, которыми он бросается тебе в лицо – не постоянное его одеяние, а «сменка», которую он надел по ошибке. Как сказал Джафар ибн Мухаммад: «Если вы услышите о своем брате что-либо порочащее его, найдите для него семьдесят оправданий, и если не найдете ни одного, то признайтесь себе в том, что ему есть оправдание, о котором вы не знаете».
Пример великого прощения – это поступок Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однажды он, да благословит его Аллах и приветствует, решил отправиться в город Таиф, рассчитывая, что знатное племя этого города, племя Сакиф, примет Ислам и усилит его влияние на население. Он встретился с тремя вождями и рассказал им об Исламе. Однако вожди начали осыпать его оскорблениями и грубыми словами. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил поговорить с простыми жителями. Те оказались хуже своих вождей – не скупились на грубость и закидали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, камнями. По обратной дороге в Мекку Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил ангела Джабраила, мир ему, который сказал ему:
- Всемогущий Аллах услышав, как встретили и как отвечали тебе жители этого города отдал приказ ангелу, повелевающему горами, повиноваться тебе. И ты вправе приказывать ему все, что пожелаешь. Затем тот ангел сказал: «Я готов исполнить ваши приказания, и если вы пожелаете, я сдвину две горы, а они умрут будучи сдавленными ими. Или же вы можете избрать любое другое наказание, которое я тут же приведу в исполнение.
Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обладатель непорочного и полного милости сердца, ответил им:
- Я надеюсь, что если даже эти не примут Ислам, то по воле Аллаха последующие их поколения станут теми, кто будет поклоняться Аллаху и признают Его своим Господом.
Простить значит прервать закономерную цепочку взаимного вреда и ранений, распространяемых обиженными людьми, которых с каждым днем становится больше. Человек вправе желать возмездия, если понес незаслуженный убыток. Однако нужно понимать, что прощение – это несправедливость со знаком «+». Готовы ли мы проявить ее, чтобы в тяжелое для нас время Сам Всевышний проявил ее к нам? Прервать цепочку мирских обид, чтобы прервать цепочку собственных грехов и последующего за них наказания?
Ася Гагиева