Как относиться к грешникам?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». Верующие поддерживают друг друга на пути истины, о чем сказано также и в другом аяте: «Верующие мужчины и верующие женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное». Многие из нас соблюдают эту обязанность – призывать к добру и запрещать предосудительное, однако многие из нас делают это не как друзья, а как враги, заметившие чужую оплошность. Мы мало думаем о реакции человека, мы не принимаем в расчет его состояние, не проверяем, готов ли он услышать истину. Мы швыряем в лицо грешнику его преступление, так что он скорее чувствует обиду или гнев, нежели стыд или желание исправиться. Также мы совсем редко пытаемся понять его, проявить сочувствие, что делает наши замечания более болезненными. Джон Максвелл писал: «Прежде чем ставить других на место, поставь на их место себя».
Мы по-разному оцениваем свои и чужие грехи. Себя мы видим в свете перспектив и лучших намерений, а других оцениваем по их поступкам. Как сказал поэт Генри Уорвдсворт Лонгфелло: «Мы судим о себе по тому, на что ощущаем себя способными, а других – по тому, что они уже сделали». И это - одна из самых распространенных несправедливостей…
В хадисе Кудси сказано: «О сын Адама! Подобно тому, как ты будешь ущемлять (других), тебя также будут обижать, как ты будешь относиться (к другим), также будут относиться и к тебе». Этот хадис применим и в деле наставления. Если мы хотели бы снисхождения к себе, когда мы неправы, тогда следовали бы научиться проявлять его к таким же оступившимся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следовал истине и делал наставления, и когда он наставлял людей, он мог гневаться (ради Аллаха), но он не был грубым. Его слова могли глубоко запасть в сердце и занять ум, но они не были обидными. Он был чутким наставником и милосердным другом, и даже в отношении грешников был снисходительным настолько, насколько ему позволяли законы Аллаха. Передают, что Ибн Умар, да будет доволен Всевышний Аллах им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Избегайте тех скверных деяний, которые запрещены Всевышним Аллахом, но если кто-нибудь совершит одно из них, то пусть умолчит об этом и покается Всевышнему Аллаху. Если же он откроет нам совершенные им прегрешения, то мы накажем его в соответствии с писанием Всевышнего Аллаха».
Рассказывают, что когда Маиз ибн Малик явился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: «Быть может, ты только целовал, ласкал, глядел?» Он ответил: «Нет, Посланник Аллаха!» Он спросил: «То, что ты совершил, нельзя назвать по-другому?» Он ответил: «Нет, нельзя». Тогда он велел забросать его камнями до смерти. Также в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, говорится, что однажды, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в мечети, к нему подошел один из мусульман и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние!» Он отвернулся от него, но мужчина обошел его, встал перед ним и повторил: «О, Посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние!» Он опять отвернулся от него, и это повторилось четыре раза. Когда же мужчина произнес свидетельство против себя в четвертый раз, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал его и спросил: «Ты – сумасшедший?» Он ответил: «Нет» Он спросил: «Ты женат?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: «Уведите его и забросайте камнями до смерти» (Бухари и Муслим). То есть даже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи светочем этой религии, не спешил с наказанием и давал грешникам шанс избежать наказания. Например, как в этих хадисах: отвернувшись от пришедшего с чистосердечным признанием прелюбодея или уточняя, есть ли греху другое (возможно, более мягкое) название. Да, сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принесший эту религию миру, не спешил с наказанием так, как мы порой спешим привести его в исполнение в отношении наших братьев и сестер по вере. Наверно, причина этого – в отсутствии терпеливости, веры в положительный потенциал другого человека. Как в притче. Мудрец собрал учеников и показал им белый лист, в середине которой нарисовал черную точку. Он начал расспрашивать их о том, что они видят. Ученики отвечали, что видят черную точку. Тогда мудрец спросил: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он ведь намного больше, чем эта черная точка!»
По аналогии черную точку можно уподобить недостаткам или грехам человека, в то время как белый лист – это поле его добродетелей, возможностей покаяния и улучшения своей веры и нрава. Подобно этим ученикам, мы часто видим в других только «черные точки», концентрируем внимание именно на них, игнорируя их духовный потенциал и достоинства. Нам нужно концентрироваться на добродетелях и «белых листах» наших братьев и сестер, не забывая при этом осуждать запретное и призывать к благому. Наверно, в этом и проявляются любовь, милость и сердечное братство верующих.
Ася Гагиева
Сделайте репост этой статьи на Facebook!