Ислам и наука: почему вера неполноценна без дел
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Некоторые люди считают наличие религиозных убеждений достаточными, чтобы считаться верующими. При этом они обесценивают важность совершения соответствующих своей религии деяний. В Коране не раз упоминается связка «вера и благие дела» в отношении тех, кто будет удостоен Рая и многих других благ.
Например:
- «А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно» (Коран 2:82).
- «Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (Коран 5:9).
- «Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая и пребудут там вечно. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей» (Коран 7: 42).
- «Воистину, тех, которые уверовали и творили праведные деяния, Господь поведет верным путем за их веру. В Садах блаженства под ними будут течь реки» (Коран 10:9).
- «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (Коран 19:96).
- «Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы простим их злодеяния и воздадим за наилучшее из того, что они совершали (или лучшим, чем то, что они совершали; или наилучшим образом за то, что они совершали)» (Коран 29:7).
- «Он отвечает тем, которые уверовали и совершают праведные деяния, и приумножает им из Своей милости. А неверующим уготованы тяжкие мучения» (Коран 42:26).
Таким образом благие дела – это неизменный спутник истинной веры.
Но как это объяснить с точки зрения науки? Чтобы осознать, что призыв к делам наряду с верой – это необходимость, продиктованная особенностями функционирования человеческого мозга, обратимся к научным исследованиям.
Известно, что если человек долго размышляет о чем-либо, то благодаря работе таламуса для него «стирается» грань между реальностью и иллюзией, между внутренним и внешним миром. Любая идея, о которой человек долго думает, со временем приобретает для него черты реальности.
Американские ученые-нейробиологи Эндрю Ньюберг и Марк Роберт Уолдман провели исследования с целью выявить, какое воздействие оказывает духовная практика на мозг. Выяснилось, что духовно-религиозная практика оказывает влияние не только непосредственно на мозг, но и на нейротрансмиттеры – химические вещества, являющиеся посредниками между телом и мозгом.
В процессе выполнения религиозных обрядов или каких-либо поступков, продиктованных убеждениями или верой человека, увеличивается выработка дофамина. На 65 %. Дофамин усиливает яркость впечатлений, вызывает приятные ощущения, мысли, улучшает самочувствие, придает уверенность.
Ученые предполагают, что вера может зависеть от количества дофамина, поступающего в мозг. То есть если дофамин поступает в мозг в результате совершения «духовно-религиозных поступков», то вера увеличивается. Недостаток же дофамина приводит к неверию или к недостатку веры. Этот же научный факт может служить подтверждением слов о том, что вера может увеличиваться и уменьшаться. И объяснением того, почему дела без веры, как сказано в Коране, являются тщетными.
Таким образом, данный научный факт разрушает как иллюзии о том, что «главное – вера в сердце», а в делах нет особой необходимости, так и иллюзии, что добрые дела «покрывают» отсутствие веры.
Ася Гагиева