• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса: Ад на вершине благодеяний

Время чтения: 4 мин
5140

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Каждого человека на пути блага предостерегают различные уловки нафса. И одна из самых распространенных и «успешных» – это самодовольство. Пока человек не столкнулся с ней, он может добиться больших успехов на пути добра и истины, он может быть искренним в отношениях с Всевышним, усердным в поклонении, но стоит ему подумать, что, мол, все, он достиг своего совершенства, и тут начинаются его беды. Его дела портятся, сердце грубеет, нрав ухудшается. Высокомерие сжигает добрые дела и благо в сердце человека подобно огню, сжигающему дрова.

Высокомерие и самодовольство – это признак внутренней униженности человека. Только тот, кто потерял внутреннее достоинство и человечность, начнет возносить себя, будь то на словах или даже в мыслях. Однажды при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, похвалили одного человека. И когда этот человек пришел, люди сказали: «О Посланник Аллаха! Это тот, о ком мы говорили».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, я вижу на его лице дьявольское пятно!» А потом поприветствовал его. когда этот человек предстал перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил его: «Во имя Аллаха прошу тебя, ответь мне на такой вопрос: говорил ли тебе когда-нибудь твой нафс, что во всем племени нет человека лучше тебя?» Тот ответил: «О Аллах! Да». И эти его помыслы были тем самым дьявольским пятном, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел.

Не имеет значения, каковы достижения человека – Всевышнему нужны не только наши благие дела, но и чистые от самодовольства сердца. Однажды мимо аль-Хасана проходил молодой человек, одетый в роскошные одежды. Аль-Хасан подозвал его и сказал: «Сын Адама! Ты ослеплен красотой своих одежд, и ты кажешься себе очень достойным, как будто могила уже скрыла твое тело и как будто ты уже встретил свои деяния. Горе тебе! лечи свое сердце, ибо от рабов Аллаху нужно лишь благочестие их сердец».

Самодовольство может разрушить даже самые высокие башни добрых дел. В одном хадисе говорится о праведнике, который потерял за один раз все свои благодеяния, и грешнике, которому простились все грехи. Это хадис о человеке племени Исраиля, которого прозвали самым порочным человеком бану Исраил. Такое прозвище он получил, потому что много грешил. Однажды он проходил мимо другого, которого прозвали самый усердный в поклонении племени Исраиля, на голове его была чалма, защищающая его от солнца.

И когда этот самый порочный человек проходил мимо того, он подумал про себя: «Я самый порочный человек племени Исраиля, а он самый богобоязненный, и если я сяду рядом с ним, может быть, Аллах смилостивится надо мной». И он сел рядом с ним. А тот подумал про себя: «Я самый богобоязненный во всем племени Исраиля, а это самый порочный человек в племени Исраиля – как он может садиться рядом со мной?» – и тогда он отстранился от него и сказал: «Отойди от меня!» И Всевышний Аллах внушил пророку того времени: «Скажи им, чтобы каждый из них заново начал творить дела. Ибо Я простил этого грешника и свел на нет дела этого усердного в поклонении».

Не говорит ли это о том, что наша цель – не столько большой багаж добрых дел, сколько покорное и смиренное сердце. Именно смирение перед Всевышним, противоречащее высокомерию и самодовольству, названо в одном из хадисов сладостью поклонения. Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Почему я не вижу на вас сладость поклонения?» Они спросили: «А что такое сладость поклонения?» И он ответил: «Смирение».

Как можно воздержаться от самодовольства?

Человек становится самодовольным, когда он привязывается к своим делам, либо к благу, дарованному ему. Он берет их за основу сравнения себя с другими. И видя, что он в чем-то преуспел больше, чем другие, невольно возвышает себя. Чтобы остановить поток этих мыслей, стоит подумать о том, что конечный судья всех наших дел – Всевышний Аллах. И только Он может по достоинству и справедливости определить для каждого из нас свое положение. А до этих пор и грешник, и праведник находятся в неопределенном состоянии – ничья участь не может быть нам известна доподлинно, пока не наступит Судный день и не будут оценены дела не только по их внешнему виду, но и по намерению, из которого они исходили. Нужно помнить, что конечная цель наших благодеяний, поклонения – не возвышение себя, а достижение довольства Аллаха.

А достигли мы этой цели или нет, может быть известно лишь Аллаху. И станет нам известно только в Судный день. А в земной жизни нет такого количества благодеяний, и такого уровня, при котором человек мог бы расслабиться и сказать себе: «Все, я доволен собой». Нам нужно быть скромнее и смиренней. И чем больше мы делаем благих дел, тем смиренней, так как они могут стать доводом против нас – поводом для самодовольства. И хотелось бы завершить словами имама Нуъмана ибн Башира.

Рассказывают, что имам ан-Нуъман ибн Башир, однажды стоя на минбаре, сказал: «Поистине, у дьявола, есть ловушки и западни. И поистине из его ловушек и силков – неблагодарность за милости Аллаха, похвальба тем, что дал Аллах, высокомерие по отношению к рабам Аллаха и следование за желаниями в том, что не ставит целью достижения довольства Аллаха. И мы просим у Всевышнего Аллаха прощения и благополучия в земной жизни и в жизни последней по Его милости и щедрости».

Пусть Всевышний поможет нам обойти ловушки нафса и предстать перед Ним с непорочными сердцами и многочисленными благодеяниями!

Ася Гагиева

Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!

Социальные комментарии Cackle