Хитрости нафса. Защита от правды
Одна из функций нафса – это самообман. Но иногда этот обман предстает в форме защиты – защиты от правды, которая может быть болезненна и неприятна для человека. чтобы успешно выполнять эту функцию, нафс использует такие механизмы, которые в психологии называются защитными. Эти механизмы искажают или блокируют истинную информацию таким образом, чтобы в конце концов она была не так неприятна, «какой была она в начале». Например, проявление защитного механизма мы можем наблюдать, когда проигравший спортсмен, например, не признает, что проиграл по причине того, что он плохо подготовился и обладал меньшим талантом, чем соперник, а вместо этого «оправдывает» себя то плохим тренером, то травмой, то плохой погодой или даже нечестностью соперника в бою. Потому что признать, что ты – плохой спортсмен – больно и неприятно. Гораздо легче перевести стрелки на кого-то или на что-то другое. Такой механизм называется рационализацией – то есть бессознательное изобретение логических умозаключений для оправдания своих неудач. Человек использует рационализацию, чтобы сохранить хорошее мнение о себе.
Лечение. Людям свойственно ошибаться и быть иногда слабыми. В аяте Коране говорится: «Аллах желает вас облегчения, ведь человек создан слабым» Но лучшие из нас – это те, кто после поражения встает и находит силы снова сражаться. Лучшие из нас – это те, кто честно признает свои ошибки (хотя бы перед собой) и выполняет работу над ними.
2. Проекция. Имеет место, когда неприятные и нежелательные для себя эмоции, мысли, черты человек приписывает другим. Чего этим добивается нафс? 1. Это защита. Говоря «дурак» на другого, он как бы сам защищается от своих черт дурака. 2. Это самоукрашивание. Человек как бы говорит: «по сравнению с ним я очень хорош». Это потаенное желание вознестись посредством наступления на честь другого. Подобно тому, кто хочет подняться на вершину, взбираясь по спинам других людей.
Лечение. Ислам призывает к защите не только своей чести, но и призывает к тому, чтобы брат защищал честь брата. Так, например, запрещено говорить и слушать хулу. Поощряется, когда один мусульманин защищает другого. Что касается проекции, то на самом деле люди очень часто видят других не такими, какими являются другие, а такими, каковыми являются они сами, говорящие. Послушайте, что один говорит и другом – и вы услышите не рассказ о другом, а рассказ этого человека о самом себе: добряк замечает в других добро, красивый замечает в других красоту, мудрый замечает в других мудрость и т.д. Проекции отражаются не только на внутреннем состоянии человека, но и на его отношениях с другими. В Коране Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствует к этому отвращение?» Профилактика и противоядие против проекции – это прекратить проекцию и при всяком желании указать палец на другого, спросить себя: «А не приписывая ли я другому то, что имеет отношении непосредственно ко мне?» Тогда из самообмана это превратится в самоотчет.
3. Отрицание. Когда в зоне внимания человека появляется информация, которая крайне неприятна для него, он начинает бессознательно отрицать эти неприятные факты. Например, часто, услышав весть о смерти близкого человека, первыми словами услышавшего их становятся: «Нет! Этого не может быть!» Факт смерти близкого причиняет ему такую боль, что он пытается облегчить ее отрицанием.
Такое поведение для верующего опасно тем, что он может не признавать своих грехов и своей ответственности. Например, часто, люди, употребляющие наркотики или алкоголь и которым предлагают лечение и исправление, упрямо отрицают: «Нет, я не наркоман! Мне не нужно лечение!» или «Я не алкоголик! Я редко пью!». Хотя факты – налицо. Что дает им эта защита? Когда человек признает свою вину, это значит, что с этим уже нужно что-то делать: лечиться, исправляться, просить прощения. Это поступки, которые требуют и душевных и физических затрат. А это тяжелее, чем просто сказать: «Нет, я не алкоголик» и допить оставшиеся 100 грамм.
Лечение. Ложь, которую человек говорит себе, лечится не другой ложью, а правдой. В данном случае метод прост: нужно трезво взглянуть на свои дела, ошибки, грехи и признать, что они имели место быть. Человек ценен перед Всевышним не столько тем, что он не грешит, сколько тем, что спешит признать вину перед Аллахом и покаяться. Как сказано в одном хадисе: «Если бы вы не грешили, то Аллах уничтожил бы Вас, и сотворил бы других людей, которые бы грешили, и каялись в своих грехах, и Аллах непременно простил бы им»
Успешное функционирование человека в мире и его искренность в служении Аллаху возможны, когда человек «позволяет» себе видеть реальность такой, какая она есть, не додумывая и придумывая ее. В этом заключается правдивость, которая проявляется не только в речи и поступках, но и адекватном видении окружающего мира и себя в нем. Признание правды – это первый шаг на пути изменения реальности. И признается эта правда не только на словах, но и сердцем.
Ася Гагиева