• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса. Наставить или соблазнить?

6656

уловки нафса, «незаметней топота ног муравья, ползущего темной ночью по черному камню».

уловки нафса, «незаметней топота ног муравья, ползущего темной ночью по черному камню».

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!


С появлением интернета у людей стало больше возможностей для общения, связи, знакомств и передачи информации. Интернет определенно является одним из средств удовлетворения некоторых из человеческих потребностей – потребностей в близости и принадлежности. Интернет открывает и другие возможности. Для кого-то это возможность совершить благодеяние, для кого-то – возможность совершить грех. А для третьего – возможность приблизиться к греху посредством благодеяния.

Последний пример касается пользователей, которые распространяют религиозную информацию. Общение и связь обычно начинаются именно с этого. Сначала ссылки, документы, книжки, потом невинные вопросы на общую тему, а затем постепенный переход к личному общению. Как гласит английская поговорка «Nobody starts as dangerous» -  всякое «опасное дело» обычно начинается будучи невинным и благовидным.

Все это уловки нафса, действия которого «незаметней топота ног муравья, ползущего темной ночью по черному камню». Потеряв бдительность в самом начале, человек может даже не заметить, как понемногу «съезжает» на другие, более личные темы. Поэтому часто из-за разговоров о религии, об ученых, имамах, положении уммы и т.д. выглядывает желание познакомиться поближе, которое уже не соответствует изначальной благонамеренности.

На языке психологии такие ситуации, когда говорят одно, а подразумевают другое, называют скрытой транзакцией. «В скрытой транзакции два эго-состояния действуют одновременно, и одно сообщение маскирует другое. Скрытые транзакции кажутся комплиментарными и социально приемлемыми, хотя они таковыми не являются. Например, в конце свидания один человек может сказать другому: «Не хотите ли вы зайти и посмотреть мои гравюры?» На первый взгляд этот вопрос может показаться идущим от эго-состояния взрослого. В действительности он идет от эго-состояния ребенка, который как бы говорит: «Не хотите ли вы зайти, чтобы приятно провести время вдвоем?»

Из откровений одного из подобных «игроков»: «Неужели вы думаете, что неприличное предложение делается сразу? Нет, конечно. Тут нужна методика, постепенное движение к цели. Сначала невинное общение, потом совместное времяпрепровождение, создание доверия,  а потом и приступаешь к тому, для чего все это начал».

Если в данном примере человек сознательно ведет знакомство к определенной цели, то в иных случаях человек даже не подозревает о своих настоящих намерениях. Он искренне считает, что пытается наладить связь с определенным человеком только для того, чтобы «наставить его (или ее) на истинный путь». Тогда уместно задать ему следующие вопросы: «Почему он ту же религиозную беседу не ведет с теми, кто является махрамом для него (или для нее)?», «Почему из множество пользователей выбран именно этот человек?», «Почему желание «распространить знание» реализуется через общение, а не через создание какого-нибудь сообщества, группы, сайта?», «Почему из всех богоугодных дел он выбрал именно это - «наставить ради Аллаха немахрама?», «Если он так стремится к довольству Всевышнего, почему бы не выбрать другое дело, которое не будет связано с фитной?», «Разумно ли идти к благу через сомнительное?». Эти и подобные вопросы на проверку выявят настоящую цель человека, о которой он может быть и не подозревает. Всякий раз, когда возникает желание предложить другому «посмотреть гравюры», желательно проверить свои настоящие цели, намерения.

Часто за желанием наставить стоит не верность своей религии, а потребность в душевной близости с людьми, желание общения. Так как человек не может себе в этом признаться, то он прикрывает эти мотивы благородным намерением. Человеку стоит быть более осторожным не только в делах, но и в мыслях. Как говорится, «прежде чем подумать, подумай». Эта самопроверка нужна для того, чтобы даават не превращался в фитну между молодыми людьми и чтобы наши благие намерения вели нас к действительно благим делам, а не к очередной ловушке изворотливого нафса.

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Комментарии

Яндекс.Метрика