• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Есть в теле сына Адама 4 жемчужины, которые могут быть потеряны из-за 4 вещей"

Время чтения: 3 мин
4188

Благонравие – это проявление веры через поведение. Как может проявляться вера? В доброте, милосердии, справедливости, решительности, смелости и мягкости, искренности и порядочности и других нравственных качествах.

Человек не может быть идеальным и с его достоинствами могут соседствовать некоторые слабости. Некоторые достоинства и недостатки «ладят» друг с другом, но есть одни черты, которые никак не могут ужиться в одном сердце с другими, так как противоречивы по сути.

В хадисе, переданном в сборнике Ибн Хаджра аль-Аскаляни «Подготовка ко дню Воскресения», говорится о некоторых достоинствах человека, которые могут быть «изгнаны» из его сердца определенными недостатками: «Есть в теле сына Адама четыре жемчужины, которые могут быть потеряны из-за четырех вещей». Так что это за жемчужины?

1. «Разум, который можно потерять из-за гнева».

Гнев – естественная эмоция, возникающая в ответ на нарушение границ. Гнев в каком-то случае может быть помощником, например, чтобы отстоять справедливость, противостоять неправде и т.д. Никто не может полностью избавиться от гнева, не навредив себе. Однако уметь совладать с гневом, управлять им и использовать его в разумном русле – важное умение, которым овладевает каждый благоразумный.

Если человек не становится хозяином своих эмоций, а позволяет им управлять собой, подчиняясь им и не контролируя своих действий и слов, то это в конце концов, может привести его не только к пагубным последствиям, но и к потере разума, за отсутствием необходимости обращаться к нему в критических случаях.

2. «Религия, которую можно потерять из-за зависти».

Зависть – также неконтролируемое чувство. Человек может испытать зависть неожиданно, невольно, даже не подозревая себя в этом. Признаками зависти обычно являются – враждебность, злорадство, желание препятствовать чужому успеху, обесценивание достижений и достоинств других.

Если человек даст волю зависти, подчинив свое поведение этой эмоции, если он позволит этим намерениям взять верх над его действиями, то это оттолкнет его от религии. Поэтому если человеку не суждено избавиться от нее полностью, он хотя бы не должен отдавать ей контроль над своим телом полностью.

3. «Совесть, которую можно потерять из-за желаний».

Человек создан ненасытным. Несмотря на понимание бренности этого мира, многие из нас не делают останавливаться на достигнутых богатствах, а заняты приумножением. Желания, в отличии от потребностей, невозможно удовлетворить полностью. Как сказал один мудрец: «Мир достаточно велик, чтобы накормить досыта всех людей, но он слишком мал, чтобы насытить человеческую алчность».

Если человек не заключит свою алчность в рамки, она заключит в тюрьму его стыд. Потому что в погоне за желаниями она ему будет только мешать, и выбирая между удовольствиями и человечностью придется расстаться с одной из этих ценностей.

4. «Благие дела, которые можно потерять из-за злословия».

В одном из хадисов сказано: «Остерегайтесь предположений, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не конкурируйте друг с другом, не завидуйте друг другу, не злитесь друг на друга, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями!»

Ислам предостерегает даже от дурных мыслей, не говоря уже об открытом злословии. Хотя в Коране сказано: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо» .(сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 148)

В остальных случаях, когда целью злословия является развлечение, желание очернить, посплетничать, причинить вред или боль, это ввергает злословящего в определенный долг перед тем, о ком он злословит. Возможно, из-за вреда его слов в Судный день Всевышний обяжет его отдать тому хорошие дела или взять на себя грехи того, о ком он плохо говорил.

Вред злословия так велик, что компенсацией за него служат благие дела злословящего. Так, рюкзак добрых дел может быть украден парой недобрых слов о ком-то. И подобно тому, как хорошие дела стирают плохие (о чем сказано в Коране), вредные привычки могут лишать человека черт благонравия (как сказано в упомянутом хадисе).

Ася Гагиева 

Социальные комментарии Cackle