• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Единственный случай, когда мусульманину разрешено спорить

Время чтения: 3 мин
62758

Говорят, что в споре рождается истина. Возможно. Но чаще всего рождается ненависть, неприязнь, разлад и упрямство. Интернет, как постоянная площадка для обсуждений, является благодатной почвой для тех, кто сделал споры своим хобби. В связи с этим нелишним будет напомнить о том, каково отношение ислама к спорам и спорщикам.

Начнем с того, что в Коране одним из неотъемлемых качеств человека названо желание препираться:

«Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи, но человек больше всего склонен препираться» (сура «аль Кахф», аят 54).

Всевышний напоминает о том, что человек может спорить, даже если истина очевидна. Спорщики внесены в число злостных провокаторов, и их Всевышний предостерегает Священной книгой:

«Мы облегчили его (Коран) на твоем языке для того, чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерег им злостных спорщиков» (сура «Марьям», аят 97).

Возможно, по причине того зла, что несут споры, они включены в число запретных деяний во время одного из самых важных духовных актов мусульманина – совершения хаджа:

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура «аль Бакара», аят 197).

Склонность к спору упомянута как дискредитирующее восхищающего человека качество:

«Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком» (сура «аль Бакара», аят 204).

Всевышний, обращаясь к пророкам (мир им) через ангелов, велел им оставить бесполезные споры с людьми, которые не хотят ни справедливости, ни истины:

«Ангелы сказали: «О Ибрахим (Авраам)! Оставь споры, ибо твой Господь уже отдал приказ, и их постигнут неотвратимые мучения». (сура «Худ», аят 76).

Единственный случай, когда Творец дозволил споры, связан с манерой их ведения. Споры дозволены только тогда, когда их ведут мудро, придерживаясь рамок приличий и благочестия, а также по важным вопросам:

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (сура «ан-Нахль», аят 125).

Даже в случае, когда человек хочет донести нечто полезное, он не должен возвышаться над оппонентом, проявлять высокомерие и дурной тон.

Дискуссии не должны перерастать в злостные пререкания и перебранку, ибо это не приносит никаких полезных результатов, тем более, что мусульмане должны вести проповедь для того, чтобы наставить окружающих на прямой путь, а не для того, чтобы одержать над ними верх:

«Твои проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться истине словом и делом. А для того, чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам (…).

Воистину, Всевышний Аллах прекрасно осведомлен о причинах, которые подталкивают людей к заблуждению, и деяниях, которые обрекают человека на заблуждение, и поэтому грешники непременно получат воздаяние за свои грехи. А наряду с этим Аллах осведомлен о праведниках, которые достойны верного руководства. Именно поэтому Аллах наставляет их на прямой путь, осеняет их Своей милостью и делает их своими избранниками»

Праведники и имамы также часто говорили о вредности споров. Если собеседник умен, то диалог с ним будет полезен и приятен обоим. Но если оппонент невежда, то кто бы не стал с ним пререкаться, будет расстроен и подавлен его глупостью.

Как сказал Маймун ибн Махран: «Не спорь ни с ученым, ни с невеждой. Ведь если ты будешь спорить с ученым, то не сможешь достичь его знаний, а если ты станешь спорить с невеждой, то твоё сердце зачерствеет и ожесточится».

А имам аш-Шафии говорил: «Я не проиграл спор ни одному ученому, но я не выиграл ни у одного дурака».

Даже если спор начинается с благих намерений, он легко может перерасти в ссору и закончиться разочарованием для участников. Некоторые люди питаются негативной энергией спора, для них это повод чем-то наполнить время, почувствовать себя важными, умными…

Стоит ли таким образом обслуживать свое эго – выбор за каждым. Но практика показывает, что благородно звучащее «в споре рождается истина» совсем не отражает истинное лицо споров.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle