Два райских качества
Благонравие – это то, что украшает человека в этом мире, и утяжеляет весы его благих дел в мире ином. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что наилучшим из верующих является тот, кто более благонравен. Однако среди черт благонравия есть те, которые особенно любимы Всевышним. Качества, которые приводят человека к вратам Рая.
Одно из таких – это правдивость. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Вам следует (блюсти) правдивость, ведь правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет в Рай. И человек не перестает быть правдивым и неустанно стремится быть правдивым до тех пор, пока он не будет записан у Аллаха как «правдивейший» (сыддик)» (Бухари, Муслим).
Правдивость становится основой благочестия, потому что обязывает человека быть честным, искренним, ответственным. Не пользуясь прикрытием лжи, у него остается все меньше возможностей для лицемерия, обмана, предательства и других злодеяний. Аль Газали в книге «Нравственность мусульманина» писал:
«Правдивость человека в словах приводит его к правдивости в поступках и благочестию вообще. И коль человек дорожит истиной во всем, что он изрекает, он тем самым добьется, что свет истины озарит его сердце и разум. Именно поэтому Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот получит великую прибыль» (Сура 33, аяты 70–71).
Правдивость за исключением некоторых случаев более предпочтительна, чем мимолетная «выгода» лжи. Потому что какой бы она ни казалась неприятной, ее конечным итогом становится спасение. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Держитесь правды, коль даже вы узрите в ней гибель, ибо поистине в ней – спасение» (Ибн Абу Ад-Дунья).
Другое важное качество, «ведущее в Рай», - это щедрость. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них они (корни) приведут в Рай».
Щедрость приближает к Аллаху, к людям, отдаляет от наказания, согласно словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня». Щедрость – это то качество, об отсутствии которого пожалеют нечестивцы. В Коране Всевышний говорит:
«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (сура «аль Мунафикун», «Лицемеры», аят 10).
Щедрость, не только в материальном, но и в эмоциональном плане является одним из любимых Всевышним проявлений. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Наиболее любимыми делами в отношении Аллаха, Могуч Он и Велик, являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг».
В другом хадисе сказано: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика, а кто не имеет и этого, то (хотя бы) добрым словом» (аль-Бухари).
Щедрость увеличивает удел человека, в этом мире и в мире ином. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое утро два ангела опускаются [на землю]. Один из них молит Всевышнего: «О Господи, щедрому человеку воздай значительной прибылью [в материальном плане или духовном, удаляя от неприятностей и бед]!» Второй говорит: «О Господи, скупому воздай ущербом, потерей».
И в конце концов щедрость не только служит приближением к Всевышнему, но и причиной любви други людей к этому человеку и причиной прощения его ошибок и грехов. Щедрый человек находится под особой защитой и опекой Аллаха.
Так, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прощайте промахи и ошибки щедрому человеку! Воистину, Господь берет его за руку [поддерживает его, даруя жизненное равновесие] всегда, когда тот оступается» (хадис от Ибн Аббаса).
Ася Гагиева