• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Чрезмерность как проявление псевдонабожности

Время чтения: 4 мин
7864

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Скоро в конце времени появятся люди молодого возраста и глупого разума. Они будут говорить слова лучшего из творений. Их вера не будет идти дальше глоток. Они будут вылетать из религии, как вылетает стрела из лука» (Бухари)

В наше время таких молоды людей достаточно, чтобы отвратить сердца остальных от истинной религии. Например, когда эти молодые люди начинают придираться к словам, обозначать даже мелкие недостатки, отвергать все, что не сходится с их мнением или видением мира, и читать лекцию на малейшие проступки – негативное отношение, возникающее к ним самим невольно «привязывается» и к религии, «с именем которой» они вещают свои мини-проповеди. Впрочем, такое характерно не только для молодых. И в основе подобного поведения – их псевдонабожность.

Что значит «псевдонабожность»?

Псевдонабожность – это набожность «с ограниченными возможностями». Когда человек вспоминает Бога, законы религии, если только они не противоречат его желаниям, личному мнению. В этом случае религия используется для удовлетворения собственных нужд, а не потому что есть искреннее отношение к Богу. Знаете ли вы, в чем проявляется псевдонабожность?

В крайностях.

Истинно верующий сохраняет умеренность, она «встроена» в его сердце, поступки, мысли, что не позволяет ему излишествовать даже в благом. Поэтому от муъмина вы не услышите навязчивых получасовых лекций, надоедливых замечаний, занудного поиска ошибок и тонкостей в вопросах религии. Всевышний сказал в Коране: «Мы сделали вас общиной, придерживаюшейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (сура «Ан-Ниса», аят 143). В другом аяте: «Не проявляйте чрезмерности в вашей религии» (сура «Ан-Ниса», аят 171). В «Муснаде» имама Ахмада приводится хадис Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь чрезмерности, потому что именно чрезмерность погубила ваших предшественников».

Один ученый сказал относительно чрезмерности в религии: «Некоторые люди начинают сомневаться во всем. И когда они бывают в гостях у мусульман, спрашивают о чистоте доходов, на которые была приобретена еда для ужина. Является ли это набожностью? Ответ: нет! Это причинение вреда мусульманам, недопустимо вводить людей в сомнение без оснований. Это плохое представление о верующих, это грех. Набожность проявляется тогда, когда есть основания».

Тонкость в вопросах религии присуща тем, кто подчинился религии в более важных вопросах, начиная с обязательного. Ибн Раджаб сказал: «Необходимо обратить внимание на следующий факт: оставление сомнительного в тонких моментах к лицу лишь тем, чьи дела налажены полностью. Что же касается того, кто, будучи известным своими грехами, начинает проявлять набожность в тонкостях, то его поступок подвержен критике».

Есть такой высказывание (которое ни в коем случае нельзя понимать буквально) что религия – для тех, кто боится ада; духовность – для тех, кто его пережил. Справедливость этого высказывания в том, что религии можно научиться посредством книг и ученых и быть ее носителем только на словах и в соблюдении определенных обрядов, обязательств. А духовность – это то, чего можно достигнуть, пройдя путь трансформации души, который пролегает через трудности и испытания. Многие из молодых мусульман не прошли этого пути, но выучили слова тех, кто это сделал до них. Отсюда и их ошибочные убеждения, следование заблуждениям, религиозным сектам.

«Парадокс религии состоит в том, что вместо обретения целостности и духовной свободы в отношениях с Богом, «среднестатистический» верующий человек продолжает быть привязанным к собственным стереотипам и аффективным желаниям, и тем самым остается расколотым». И эта внутренняя расколотость как раз и выражается в псевдонабожности – в метании души между двумя крайностями. У меня обычно это ассоциируется с картиной, когда ребенок переодевается в одежду взрослых и копирует их поведение. С ребенком это выглядит забавно, но религия – это не повод для забавы. Здесь подобные «игры во взрослость» обходятся верующему слишком дорого.

Есть ли решение?

Думаю, что есть. Решение в том, чтобы «скорость» дел и слов была одинаковой, чтобы внутреннее состояние человека соответствовало его красивым словам и громким изречениям. Другими словами - до религии нужно «дорасти». Тогда вы не будете вызывать смех, неприязнь или удивление у окружающих, потому что теперь они знают – вы не копируете религию, вы живете ею из самого сердца.

Ася Гагиева

Понравилась статья? Тогда сделайте репост в социальных сетях, поделитесь инфомрацией с друзьями и близкими!

Социальные комментарии Cackle