Благое воздаяние за поддержание родственных связей
Современный мир предоставил нам множество возможностей для поддержания родственных связей. Ученые разделили их на три вида:
- Поддержание связей путем обучения знаниям (передавая знания и обучаясь им)
- Путем материальной и иной помощи
- Путем звонков, визитов, посещений друг друга, общих мероприятий, семейных встреч и т.д.
В качестве определения одним из шейхов было предложено следующее: «Всеобъемлющим смыслом поддерживания родственных связей является - доставление всевозможных благ и отведение всевозможного зла по мере возможности»
О том, какое воздаяние в обоих мирах получает тот, кто поддерживает родственные связи, передается в хадисах:
- Поддержание уз – то, что приближает к Раю
Абу Айюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передавал, что однажды один бедуин сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Сообщи мне о том, что приблизит меня к Раю, и отдалит от Огня?». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Поклоняйся Аллаху, не приобщай к Нему сотоварищей, выстаивай молитвы, выплачивай закат и поддерживай родственные узы» («аль-Адабуль-Муфрад» 49).
- Всевышний будет помогать тому, кто поддерживает родственные связи несмотря на вражду его близких
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды пришел один мужчина к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О, посланник Аллаха! Поистине, у меня есть родственники, с которыми я связываю родственные узы, но они разрывают их со мной. Я проявляю к ним добро, однако они причиняют мне зло. Они поступают со мной сурово (невежественно), однако я проявляю кротость и мягкость по отношению к ним». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, это значит, что ты будто наполняешь их рты горячей золой. И не перестанет с тобой пребывать помощь от Аллаха против них до тех пор, пока ты на этом» (см.: «аль-Адабуль-Муфрад» 52).
Относительно выводов, которые можно сделать на основе этого хадиса, ученые сказали:
- Основой во взаимоотношении между родственниками является - совершение благодеяния (родственникам), проявление терпения (перед страданиями, возникающими со стороны кого-либо из родственника) и искание оправдания (родственникам). И не является основой во взаимоотношении между родственниками – торговля.
- Повиновение Аллаху является причиной помощи Аллаха, поддержке и содействию Его, (исходя из слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего): «И не перестанет с тобой пребывать помощь от Аллаха…».
- Порывание родственных уз является причиной страданию и муке (уже) в этой мирской жизни (исходя из слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего): «ты будто наполняешь их рты горячей золой», также является причиной бесчестья и сожаления в Судный День.
- Необходимо человеку надеяться на награду Аллаха, когда выполняет права (родственников) и совершает благодеяния родственникам и прочим. Он должен выполнять свою обязанность, которая была возложена на него (Всевышним Аллахом), и не обращать внимания (ни на что). Как тот мужчина, который выполнял свою обязанность, которая была возложена на него, и не обращал внимания (ни на что). Как придет ниже хадис, в котором было сказано: «Не считается поддерживающим родственных связей тот, кто поддерживает ее только в ответ (отвечая тем же)». Такой в действительности не является поддерживающим родственные узы, а такой требует лишь взаимности.
Поэтому человек должен совершать благодеяния родственникам и не обращать внимание на зло, которое они причиняют ему. Как сказал сподвижник, да будет доволен им Аллах:
«Поистине, у меня есть родственники, с которыми я связываю родственные узы, но они разрывают их со мной. Я проявляю к ним добро, однако они причиняют мне зло. Они поступают со мной невежественно, однако я проявляю кротость и мягкость по отношению к ним».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, то это значит, что ты будто наполняешь их рты горячей золой. И не перестанет с тобой пребывать помощь от Аллаха против них до тех пор, пока ты на этом».
- Всевышний увеличивает жизнь и удел тому, кто поддерживает родственные связи
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто хочет, чтобы Аллах увеличил ему удел (ризк) и продлил его жизнь, тот пусть поддерживает родственные связи» (см.: «аль-Адабуль-Муфрад» 56).
Также сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тому, кто боится своего Господа и поддерживает родственные узы, Аллах продлит его жизнь и увеличит имущество, а также полюбят его родственники» (см.: «аль-Адабуль-Муфрад» 58).
Поддержание родственных связей – это не только совершение благодеяний в ответ на добро родственников, но также стремление оставаться в отношениях, в контакте, даже если близкие отвергают человека. Так, от Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен ими Аллах, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не считается поддерживающим родственные связи тот, кто поддерживает ее только в ответ (отвечая тем же). Однако поддерживающим родственные связи является тот, с кем разрывают родственные узы, а он все равно их связывает».
Возможно нельзя заставить себя любить родственников, заставить себя забыть их обиды, но можно постараться оставаться хотя бы на связи, давая понять, что контакт не прерван и отношения могут быть возобновлены, и прошлое пересмотрено при взаимном согласии обеих сторон. Как говорится в Коране:
«Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», «Разъяснены», аят 34)
Ася Гагиева