• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Благое намерение не делает благим негодное деяние

Время чтения: 4 мин
4681

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

В 1960-х годах профессор Йельского университета Стенли Милграм запланировал поездку в Германию с целью провести там серию экспериментов. Профессор собирался выяснить особенности национального характера немцев, «благодаря» которым они стали участниками коллективного варварства под руководством Гитлера. Учитывая, что люди способны в критических ситуациях вести себя непредсказуемо жестоко, он решил сначала опробовать свою тестовую программу на обычных гражданах Нью-Хейвела, где он на тот момент находился.

Добровольцам сообщили, что они призваны принять участие в важном научном эксперименте. А эксперимент заключался в следующем: от участника требовалось не спеша задавать вопросы испытуемому, а после каждого неправильного ответа бить испытуемого током, постепенно увеличивая уровень разряда. С каждым неверным ответом сила и частота ударов током увеличивались, испытуемые кричали от боли и корчились в муках. Когда участники уже не решались причинять боль, организаторы давили на них словесно: они говорили, что это делается во имя науки, и кроме того призывали выполнять условия договора, заключенного перед участием в эксперименте.

В конце концов, более 60 % участников довели разряд тока до максимальной точки, несмотря на то что они видели, какую боль причиняют испытуемым (как выяснилось позже, вместо испытуемых были актеры, а разряды были искусственными). Итог был неприятным: почти все участники не смели сопротивляться давлению организаторов и готовы были подвергнуть других невыносимым мукам.

Доктор Милграм решил, что ему незачем ехать в Германию. «Я обнаружил столько повиновения, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии», - сказал он. Впоследствии этот эксперимент все же был повторен и в Германии, и в Голландии, Испании, Италии, Иордании, Австрии – и везде были те же результаты, что и в Америке. Подозревали ли эти люди, на какую жестокость они могут пойти, руководствуясь благими намерениями: помочь науке и соблюсти условия заключенного договора?..

Рассказывают, что однажды сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, застал в мечети людей, которые совершали поклонение не так, как оно было принято при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он спросил их: «Чем же вы занимаетесь?» Они ответили: «О Абу Абдур-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произносим слова «Аллах1у акбар», «Ля илях1а илля Ллах1», «СубхьанаЛлах1» и «АлхьамдулиЛлах1».

Ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ни один из них не пропадет. Горе вам! О община Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, как скоро ты устремилась к гибели, сподвижники его среди вас еще, одежда его еще не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь  Тем, в Чьих руках душа моя, либо уже принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, либо открываете двери заблуждения!».

В ответ на это люди сказали: «О Абу Абдур-Рахман, мы ведь хотели только блага». Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, что желают блага, но не обретают его! Поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что есть люди, которые читают Коран, но он не выходит дальше их гортани. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть большинство из вас является таковым!» А потом он отошел от них. Амр ибн Салям сказал: «И мы видели большинство из них сражавшимися  против нас на стороне хариджитов в день битвы при Нахраване».

Благих намерений недостаточно, чтобы достичь истинного блага. Ведь благими намерениями руководствуются те, кто убивает «во имя Аллаха», используют жестокость в обращении с врагами, совершают теракты. Благими намерениями руководствуются те, кто вносят в религию новшества, которые Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, названы худшими деяниями. Шариатское правило гласит: «Благое намерение не делает благими негодное деяние». Шейх Ибн аль-Каййим сказал: «Поистине, за благие деяния воздается при наличии благого мотива. Однако хорошее намерение не делает ложь истиной, поскольку одного намерения недостаточно для того, чтобы деяние стало правильным!»

Благое намерение ослепляет сознание человека, ослабляет зоркость его сердца, оправдывает злодеяния и заблуждения. Им открывается дверь к греху, которая не открылась бы другим ключом. Благое намерение схоже с эффектом сваренной лягушки. Говорят, чтобы сварить лягушку, ее нельзя кидать в горячую воду. Для этого нужно положить ее в теплую воду и постепенно ее нагревать. Лягушка не заметит, как вода становится горячей и сварится заживо. Да, благие намерения – это та самая теплая вода, с которой начинается погибель наших душ. Так что будьте внимательны к ним – они звучат благородно, но не  всегда ведут к благу.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle