Благодеяния нафса
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть три группы людей, в Судный день Аллах не будет с ними разговаривать, не посмотрит на их лица, не оправдает их. Им уготовано мучительное наказание». И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повторил это три раза. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, спросил: «В таком случае это люди, поистине, обделенные, они потерпели урон. Кто они, о Посланник Аллаха?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Тот, кто из гордости волочит свои одежды по земле. Тот, попрекает оказанным им добром. И тот, кто принося ложные клятвы, старается продать товар за хорошую цену».
Нередки те неприятные случаи, когда оказанное добро становится грузом, за который приходится отвечать чувством вины. По той причине, что «благодетель» начинает попрекать им. Да и кому не знакомо искушение поступить таким же образом, особенно в состоянии гнева и обиды на кого-либо. «Я сделал ему то-то и то-то, почему он ко мне несправедлив?!» На самом деле такие мысли, поступки и даже чувство несправедливости, что на добро не было отвечено тем же, это признак неискренности в намерении. То есть человек, сам того не понимая (или понимая) сделал что-то хорошее для другого не потому что искренне этого хотел, а с подсознательной надежду на выгоду, на ответное хорошее отношение со стороны берущего.
В таком случае оказание добра выступает не как добродетель, а как «подписание договора» на ответную услугу или особое отношение. нечто подобное было выяснено учеными исследователями университета Кента. Они решили выяснить, что в действительности мотивирует людей жертвовать деньги на благотворительность. И результаты оказались неожиданными. Оказалось, что люди жертвуют в соответствии со своими симпатиями и антипатиями. Например, некоторые жертвуют средства на приюты для собак не из любви к собакам, а из нелюбви к кошкам.
Более того, отказываясь жертвовать средства на что-то действительно важное, человек оправдывается тем, что это не совпадает с его личными интересами, взглядами, вне зависимости от того насколько его взгляды обоснованы. Многие, например, отказываются жертвовать из убежденности, что средства не доходят до тех, кому они предназначены. Например, в рамках данного эксперимента один из опрашиваемых наотрез отказался посылать какие-либо деньги жертвам цунами в Шри-Ланке, потому что считал, что эти деньги «пойдут на поддержку Мугабе и ему подобным людям».
Даже есть такая психологическая игра, называемая драматическим треугольником или треугольник «спасатель – преследователь – жертва». Одной из форм этой игры является ситуация, когда тот, кто оказал услугу или помощь становится преследователем. То есть упрекает или «загружает» жертву упреками, чувством вины, ожиданиями каких-либо благ. И чем больше он помогал, тем более жестко он «наказывает» или преследует того, кому помог. Все это признак неискренности, признак того, что поступок был совершен нафсом, ожидающим собственной выгоды, а не стремящийся к довольству Аллаха. Тот, кто совершает добро искренне, не ждет вознаграждения, благодарности или ответной услуги от человека.
Он помогает ради Аллаха и его вознаграждение у Него. Поэтому он не будет огорчен, если его помощь не будет оценена и даже если ему будет отвечено на нее злом. Ведь он не связывал свои надежды и сердце с человеком, следовательно и не зависит от него.
В Коране сказано, что Всевышний Аллах сотворил жизнь и смреть, чтобы испытать человека, и узнать, чьи деяния окажутся лучше.
Аль Фудайль ибн Ияд сказал: «…деяния окажутся лучше, если они искренние и правильные». Затем у него спросили: «Что значит искренние и правильные?»
Он ответил: «Если поступок совершен с искренностью, но не в угоду Аллаху, то он не принимается, а если выполнен в угоду Аллаху, однако без искренности, то подлежит отвержению. Необходимо чтобы поступок был совершен с искренностью и в угоду Аллаху. Искренний поступок – это тот, что выполнен ради Аллаха, а его безупречность заключается в соответствии с Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Ася Гагиева