Аят, который заставил разрыдаться самого Иблиса
Многие представляют Всевышнего как карающего и жестокого, отправляющего в Ад за малейший проступок. Такое представление часто связано с незнанием книги Всевышнего и послания Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые свидетельствуют о прощении и милосердии Аллаха.
В Коране Всевышний Аллах говорит:
«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аяты 135-136).
Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, (один из) рабов (Аллаха) совершил грех и сказал: «Господь мой, я согрешил, прости же меня!» И Господь его сказал: «Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них? Я прощаю Своего раба». Потом прожил он, (не совершая грехов), сколько пожелал Аллах, (снова) совершил грех и сказал: «Господь мой, я согрешил, прости же меня!» - и (Господь) сказал: «Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них? Я прощаю Своего раба».
Потом прожил он, (не совершая грехов), сколько пожелал Аллах, (снова) совершил грех и сказал: «Господь мой, я снова согрешил, прости же меня!» - и (Господь) сказал: «Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них?» - (и трижды повторил): «Я прощаю Своего раба», (а потом добавил): «Пусть же делает, что хочет». (Бухари, Муслим)
Также Абдур-Раззак передаёт, что Анас ибн Малик сказал: «До меня дошло, что когда был ниспослан аят: «А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам», Иблис заплакал».
Ибн Касир комментирует аят следующим образом: «Слова Аллаха: «А кто прощает грехи, кроме Аллаха?» – т.е. никто не прощает их кроме Него. Аллах сказал: и не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими – т.е. они покаялись за свои грехи, вернулись к Аллаху сразу же и не продолжали совершать грехи. Даже если их грехи повторялись, они каялись за них, будучи знающими».
Муджахид передаёт, что Абдулла ибн Убайд ибн Умайр прокомментировал аят так: «Будучи знающими – о том, что тот, кто покаялся, того простил его Аллах. Это подобно слову Аллаха: "Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов…" (9:104) а также слову Аллаха: «Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным». (4:110). Аятов, подобных этим множество».
Имам ан-Навави относительно грехов, покаяния и прощения сказал: «Мы уже говорили об этом в Книге Покаяния. Эти хадисы свидетельствуют, что даже если грех повторяется сотни или тысячи раз, или больше того, покаяние человека будет принято, а его грех – стерт. И даже если он совершит покаяние один раз, то оно будет принято».
Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Передается от Умара ибн Абд аль-Азиза: «О люди, кто бы из вас не совершил грех, позвольте ему искать милости и прощения у Аллаха, и если он повторит его, не мешайте ему искать милости и прощения Аллаха, и если он повторит его, не ограждайте его желания искать милости и прощения Аллаха, потому что это (совершение греха) подобно цепям вокруг шеи человека (то есть он не может избежать совершения грехов), а его погибель – в том, чтобы не избавлять от них (посредством покаяния)»
Послание Аллаха свидетельствует, что несмотря на то, что грехи вызывают Его гнев, Он все же не желает обрекать Своих рабов на погибель и прощает их, если они каются и сами желают быть прощенными. Это является проявлением таких атрибутов Всевышнего как милосердие, щедрость и прощение. Ведь как говорится о Творце, Он не только Прощающий, но и Любящий прощать.
Ася Гагиева