• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

5 отличий зрелой и незрелой религиозности

Время чтения: 4 мин
4072

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Притча о развилке

Толпа людей стоит перед развилкой. Указатель на правую сторону гласит «Лекция о Боге». Указатель на левую сторону – «Бог». После некоторых раздумий почти все идут направо – на лекцию о Боге.

Большинство психологов, занимающихся вопросами религии, согласны в том, что существует два типа религиозной ориентации: внешняя (незрелая) и внутренняя (зрелая). Каковы различия между ними?

  1. Роль религии в их жизни.

Внешне ориентированные верующие. По определенным соображениям они считают религию полезной – она дает им чувство принадлежности, социальный статус, уверенность и чувство безопасности, ощущение собственной значимости и т.д. Наверно, по этой причине одним из признаков внешне ориентированных религиозных людей является их частичное принятие норм религии: избирая то, что служит их интересам, они игнорируют то, что им не соответствует. Например, мусульманин, декларирующий права и обязанности жены, но при этом не соблюдающий (и часто даже не знающий) о своих обязанностях в отношении семьи. Религия для такого типа ориентации – это нечто, что они могут использовать, но не то, ради чего они живут и чему искренне следуют. Они словами и некоторыми делами вроде бы обращены к Богу, но при этом не отстранены от пороков своей души.

Внутренне ориентированные верующие. Для внутренне религиозно ориентированных людей религия – это главный мотив, которому подчинены другие потребности вне зависимости от их силы. Их мировоззрение и мироощущение находятся в максимальной гармонии с их религиозными убеждениями и предписаниями. Для них религия – это не столько внешнее поклонение, сколько внутренняя, интериоризированная модель поведения, мыслей, чувств. Они мотивируют свою деятельность в разных сферах желанием следовать религиозным нормам и предписаниям. Религиозный поиск для такого человека выступает высшей ценностью, как цель, лежащая в основе всех других целей. И тогда религия становится для него объединяющей, всеобъемлющей и мотивирующей.

  1. Их характерные черты.

Для верующих внешней ориентации характерны агрессия, конфликтность, враждебность, беспокойство, подавленные внутренние конфликты, предрассудки.

Верующие внутренне ориентированного типа в большей мере обладают такими качествами как эмпатия (даже в отношении иноверцев), доброта, милосердие и терпеливость.

  1. Поведение критических ситуациях.

Так как внешне ориентированная религиозность служит интересам индивида и призвана «защищать» его внутренний мир, охраняя его личные интересы, то в критической ситуации или в ситуации трудного выбора «исповедующий» ее может легко от нее отстраниться или предать. Он, следуя своему внутреннему плану, пожертвует религиозными предписаниями ради своих интересов.

Человек внутренней религиозной ориентации избирает религию как главный мотив своей жизни. Поэтому при трудном выборе его приверженность своим идеалам только укрепляется – он может пожертвовать своими нуждами ради своих идей. При чем такое поведение характерно не только  при кризисах или противоречивых обстоятельствах, но и в повседневной жизни.

  1. История детства.

Согласно Гордону Олпорту корни внешней религиозной ориентации зарождаются еще в детские годы, когда в ребенке есть потребность в доверии, но отношения в семье наоборот формируют у него чувство тревоги, неполноценности, подозрительности и недоверия. В результате у него формируются мощные психологические защиты, которыми он отгораживается от мира, скрывая враждебность и неприязнь к людям. И которые порой «оправдываются» тем или иным неверно истолкованным аятом, или хадисом.

Что касается формирования внутренней религиозной ориентации, то здесь история почти противоположна. Благодаря сформированному базовому чувству доверия к миру, у такого ребенка формируется способность принимать и уважать предпочтения других. Это помогает ему принять и свою веру через смирение, любовь и сострадание к другим, нежели через фанатизм, нетерпимость и догмы. Для таких людей важно не только внешнее соблюдение предписаний, но важна и основа их деяний – намерения, ценности, мотивы.

  1. С возрастом…

Согласно Дэвиду Мобергу, автору книги «Религиозность в старческом возрасте» внешне ориентированная религиозность со временем ослабевает – как будто наружу «выходят» истинные интересы человека.

Внутренне ориентированная религиозность со временем только укрепляется.

Нужно также отметить, что формирование определенного типа религиозной ориентации – не «клеймо» на всю жизнь. Сознательными усилиями и упорством всегда можно вернуться к началу развилку и выбрать дорогу налево – к Богу…

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle