4 проверенных способа перестать сравнивать себя с другими
Сравнение себя с другими – это, как говорится, палка о двух концах. С одной стороны, кого-то это может мотивировать к большему усердию, достижениям и т.д. А для других это может быть мучением, потому что всегда находится кто-то успешней, умней, красивей, довольней и т.д. Данная статья предназначена для вторых.
Чтобы прекратить сравнивать себя с другими, важно в первую очередь понять, откуда корни этих сравнений, что побуждает человека смотреть на других, чтобы оценить себя? В его основе лежит стремление определить себя через других. Как будто человек может понять себя, оценить свое положение, только если он сверит его с другими. Поэтому основной посыл прекращения заключается в том, чтобы переключить внутренний радар с определения себя через других на то, чтобы найти точку опоры в себе.
Первое, что важно сделать на этом пути, – это отметить свои собственные позитивные стороны, свои блага, достоинства.
В Коране сказано:
«И Он дал вам все, что вы у Него просили. Если вы захотите сосчитать все блага Аллаха [которыми Он вас наделил], то не сможете [сделать это]. Поистине, человек крайне несправедлив и неблагодарен» (сура «Ибрахим», аят 34).
Важно быть честным с собой, внимательным, а также порадоваться, принять и оценить по достоинству то, что есть в вашей жизни, в вашем характере, жизни хорошего.
Второй шаг – это «не-достоинства».
У каждого есть то, что его не устраивает в его характере, судьбе, достижениях, особенностях и т.д. Отметьте эти стороны, а затем… Посмотрите на них с обратной стороны. Ведь у каждого из них есть свой плюс.
У каждого проигрыша есть урок, у недостатка – продолжение в виде достоинства, у провалов – заряд мудрости и смирения.
Найдите эти обратные стороны и возблагодарите и за них. Это не работа одного дня, но важно ее хотя бы начать. Как говорится в известном хадисе?
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Бухари).
Третий шаг – обратите внимание на тех, кому повезло меньше, чем вам.
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник (мир ему) сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те блага, которыми одарил вас Аллах» (Бухари, Муслим).
Когда вы посмотрите на положение других, вы увидите, что и вы относительно них занимаете место, о котором бы они могли только мечтать. Подобный взгляд служит противоядием для обесценивания своих благ и поводом для благодарности. Ведь по сути от человека мало что зависит в достижении успеха, почти все наши победы сотканы из вещей и поступков людей, чье поведение от нас не зависит. И если бы не эти внешние факторы, вы могли бы оказаться в худшем положении даже при вашем уме, старании, мотивах…
Четвертый шаг – благодарность.
Быть благодарным за то, что есть. Отпустить и отгрустить то, что не случилось, что не оправдалось.
В Коране сказано:
«… Но Он [Всевышний Аллах] дал вам убежище [в Медине], укрепил вас Своей помощью и дал вам благое пропитание, чтобы вы были благодарны [Аллаху за все эти многочисленные блага]» (сура «аль Анфаль», аят 26).
В другом аяте говорится: «Мы вознаградим благодарных» (сура «алю Имран», аят 145).
И если после всех этих шагов у вас останутся душевные силы и мотивация, то можно отдать эти силы пятому шагу – постановке новых целей и улучшению своего положения, обретению силы.
Как сказано в хадисе: «Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему) сказал:
«Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Так предопределил Аллах, и Он поступил так, как пожелал», поскольку «если бы» предоставляет возможность козням шайтана» (Муслим).
Ася Гагиева