• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

4 линии раскола исламской уммы

4709

Где благочестивые мусульмане, о которых сказал Всевышний в Коране: «Это те, которые милостивы друг к другу?»

Где благочестивые мусульмане, о которых сказал Всевышний в Коране: «Это те, которые милостивы друг к другу?»

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Тема халифата, объединения мусульман под крышей единого исламского государства, становится все более актуальной в связи с известными политическими и социальными событиями, происходящими на территории Ирака и Сирии. В то время как одни сражаются якобы за установление единого исламского государства, остальной мусульманский мир пребывает в разделенности на множество течений, последователи которых питают ненависть друг к другу и готовы враждовать, несмотря на единство вероисповедания.

При такой черно-белой картинке возникает вопрос: как же объединились в наших умах и жизнях мечты о халифате и одновременно неспособность ужиться с братьями по вере, по причине религиозных разногласий? Где объединенность наших сердец? Где благочестивые мусульмане, о которых сказал Всевышний в Коране: «Это те, которые милостивы друг к другу?» А в другом аяте: «Верующие – это братья». Но что мешает мусульманам сегодня жить согласно этому аяту?

1. Разделение на религиозные течения.

Разделение на почве религиозных убеждений стало одной из причин ослабления взаимосвязи мусульман на добре и истине. Последователи этих течений соревнуются, враждуют, подвергают осмеянию друг друга, спорят и превозносятся. Такое поведение не может быть присуще человеку, находящемуся на истине. Это скорее похоже на людей, следующих своим страстям. И их слепая приверженность своим убеждениям – это также одна из страстей, скрытая за покрывалом религии. Но неужели единственный способ взаимодействия с подобными людьми – это вражда? Неужели нет других способов показать человеку, что он ошибается, кроме как глумлением над ним и стремлением его унизить?

Поведение истинного муъмина в подобных ситуациях – это призыв заблудших (если имеются на это неоспоримые доказательства) путем добра и мудрости, без ссор, споров, оскорблений и высокомерия. Тот, кто искренне любит своих братьев по вере, будет делать дуа за них, чтобы Аллах наставил и их, и его на истинный путь и объединил их сердца.  В одном из хадисов говорится, что однажды мимо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пронесли труп иудея. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заплакал. И когда асхабы спросили его, почему он плачет, он ответил, что он плачет, потому что еще одна душа ускользнула от него в Ад, и он не смог ее спасти. Такова разница между мусульманином, который следует за своими страстями, и мусульманином, следующим за истиной.

2. Клевета, поиск недостатков, ошибок.

По милости Всевышнего, у нас появилась возможность получать знания, слушать ученых, брать уроки религии, акыды, нравственности. Однако иногда возникает такое ощущение, будто эти знания используются не для достижения блага, а для уличения других муслимов, ученых в ошибках и заблуждении. В сети то и дело появляются всякие такфиры, опровержения, доклады об ошибках. Знания стали для нас лупой, под которой мы разглядываем недостатки других. Знание стало оружием, которым мы безжалостно расстреливаем честь друг друга и которым мы разрушаем единство умов и душ. От Абу Барзы передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не питайте ненависти друг к другу, не подстрекайте друг друга на плохое, не враждуйте друг с другом и не злословьте друг о друге, но будьте рабами Аллаха и братьями».

Не меньшим злом для единства уммы является злословие за спиной друг друга. Суфьян ибн Хусайн рассказывал: «Однажды я упомянул плохо об одном человеке перед Ийясом ибн Муавией, тогда он посмотрел мне в лицо и спросил: «Ты совершал военный поход на римлян?» Я сказал: «Нет». Он спросил: «А на синдхов, индусов или турков?» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал:

«Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а твой брат-мусульманин от тебя не спасся?!»

О каком единстве может быть речь, если мы не безопасны даже друг для друга?

3. Любовь к мирскому.

Многие наши братья и сестры по всему миру испытывают голод, жажду, унижения и болезни. В то время как в других мусульманских странах их братья разъезжают на дорогих позолоченных машинах, живут в дворцах и заказывают эксклюзивные предметы роскоши. Любовь к мирскому поразила наши сердца так, что мы не хотим делиться с нуждающимися частью ризка, ниспосланного Аллахом. Когда в их дом приходит беда, мы закрываемся в собственных домах и закрываем свои сердца на них. Мы слишком алчны в стремлении к безопасности, комфорту, удовольствиям, чтобы протянуть другому руку помощи. И

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом: «Настанут времена, когда общины соберутся против вас подобно тому, как едоки собираются над тарелкой». Кто-то спросил: «Это из-за нашей малочисленности в то время?» Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, вас будет много, но вы будете подобны пене в потоке. Всевышний Аллах снимет с сердец ваших врагов страх к вам и бросит в ваши сердца вахн». У него спросили: «Что такое вахн?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Любовь к мирской жизни  и отвращение к смерти».

Мирская жизнь пестра, негармонична, разобщена и также она воздействует на своих поклонников – она разобщает их сердца, заставляя их ревновать и враждовать за нее. Это разобщенные и экономические, и политические, и социальные интересы, корень которых сводится к одному – любовь к благам мирской жизни.

4. Взаимные обиды.

Кажется, что мелкие обиды и недопонимание не могут нанести большого ущерба в масштабе целой уммы. Однако учитывая, что порой одна обида может стать причиной разрыва многолетних отношений, она подобна капле, постоянством и многочисленностью дробящей камень. Обиды, месть и злопамятство – не удел уверовавших. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я никогда не видел, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стремился наказать человека, причинившего ему зло, напротив, он призывал быть милостивым и прощать обидчика». (Сунан Абу Давуд)

Знаменитый психолог, Альфред Адлер, сказал: «Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней». Судя по тому, как многие братья и сестры мусульмане покидают свои семьи, жертвуют имуществом и жизнями за идею халифата, непризнанного исламскими учеными и большинством мусульман, это действительно так. Нам легче отдать свои жизни и  имущество, но готовы ли все те, кто грезит о государственном объединении мусульман, жертвовать ради этого же единства своими душами, изо дня в день преодолевая сопротивление нафса, лень собственного тела, ограниченность убеждений и ума? Готовы ли мы преодолевать боль обид, вспышки высокомерия и желание критиковать, поносить и обвинять друг друга?

Немногие из нас готовы пойти на такие духовные жертвы. Так что прежде чем пытаться изменить что-то в мире, нужно произвести глобальные изменения в своих собственных сердцах. Как говорится, победи самого себя и ты одержишь тысячи побед.

Ася Гагиева

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика