3 опровержения фанатизма. Часть 2
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Три опровержения фанатизма. Часть 1.
Фанатичные верующие, идущие под знаменем религии, даже не подозревают, сколько вреда несут с собой для своих единоверцев, и какое неприятное впечатление (причем не только о них, но и об исповедуемой ими религии) производят на иноверцев.
Их сложно разубедить, так как они верят в свою избранность, в свою религиозную миссию, согласно которой считают своим долгом улучшение мира и распространение на нем своих убеждений. Как писал Розенбаум, «Величайшее зло многократно совершалось и продолжает совершаться людьми, убежденными в справедливости своих мотивов, в полной уверенности, что Бог одобрил их программы. Любой народ, выступая на соседа, провозглашал Бога своим руководителем».
Однако более внимательное изучение религии и более широкое ознакомление с Сунной, а именно с нравом и манерой поведения Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, могло бы удостоверить их – фанатизм не просто не имеет места в Исламе, он противоречит Исламу.
Первое доказательство – тот факт, что Ислам не приемлет принуждения, о чем не раз сказано в Коране. Человек не может привести другого к религии, не может раскрыть его сердце, если на то не будет воли Всевышнего. Поэтому Всевышний возложил на Свои рабов только миссию просвещения, донесения истины, а услышат ли они и признают ли – выходит за наши рамки ответственности.
Итак, продолжим наш «диалог с фанатизмом», опираясь на определение, данное в первой части статьи.
2. «Все, что несогласно с догматом фанатика, он рассматривает как нечто безнравственное, унизительное для человеческого достоинства, оскорбительное для божества и всего истинного и справедливого».
Одной из причин нетерпимости фанатиков является их бессознательная вера в то, что несогласие других может повредить их идеалам или что неверные или нечестивцы могут повредить Богу. Это абсурд, толкающий их на защиту своих идеалов путем крови и жертв. Всевышний говорит в хадисе Кудси: «Я создал вас, чтобы вы поклонялись Мне постоянно, чтобы благодарили и восхваляли Меня днем и ночью. Если предыдущие и последующие из вас джинны и люди, младшие и старшие, свободные и зависимые соберутся вместе служить Мне, то от этого ни на пылинку не увеличится Мое царство. Кто старается усердно, он, поистине, старается за себя. Аллах, безусловно, не нуждается в этом мире».
Для фанатиков характерна придирчивость и критичность, нетерпимость не только к иноверцам, но даже к единоверцам путем указывания на из ошибки, грехи и оплошности. «Благодаря» такому поведению религия представляется не как облегчение и радость, а как бремя и неприятное обязательство. В Коране Всевышний Аллах говорит в нескольких аятах:
- «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «аль-Хадж», аят 78);
- «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «аль-Бакара», аят 185);
- «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (сура «ан-Ниса», аят 28)
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам – это легкость! И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйте» (Бухари)
3. «Всякое противоречие и даже простое сомнение принимается фанатиком за преступление, заслуживающее строжайшего наказания»
Сомнение или противоречие не являются признаком безнадежного положения человека. Порой самые ярые противники Ислама становятся самыми яркими его представителями и наиболее верными последователями. А что касается сомнений верующих, то относительно этого есть хадис. Абу Зумайль рассказывал: «Однажды я спросил у Ибн Аббаса: «Я чувствую что-то в сердце своем». Он спросил: «Что именно?» Я сказал: «Клянусь Аллахом, я не могу говорить об этом». Он спросил: «Это что-то из сомнений?», при этом улыбнулся и добавил: «Никто не избавлен от этого, ведь Аллах Всевышний в Коране сказал (пророку): «Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе сомневающихся» (сура «Юнус», аят 94)
И Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, добавил: «Если ты обнаружишь в своей душе что-либо из этого (сомнений), то скажи: «Он (Аллах) – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший, и Он знает о всякой вещи». (Абу Дауд)
Фанатики убеждены, что только они и подобные им находятся на истинном пути и потому остальные неминуемо попадут в Ад. Здесь они упускают из виду зыбкость положения каждого из нас и то, что Рай и Ад могут стать чьей-то обителью только по воле и решению Всевышнего. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Некогда) Рай и Ад стали препираться друг с другом, и Ад сказал: «Меня выбрали (как место) для высокомерных и возгордившихся», (что же касается Рая), то он спросил: «А почему же в меня не войдет никто, кроме слабых, незаметных и беспомощных?» И тогда Аллах сказал Раю: «Ты – милость Моя, которую Я стану оказывать кому пожелаю из рабов Моих», Аду же Он сказал: «Ты же – Мое наказание, которому Я стану подвергать кого пожелаю из рабов Моих. И оба вы будете наполнены…» (Бухари, Муслим)
В основе фанатизма лежит не любовь к своей религии, вере, а тайное сомнение, с которой человек старается победить посредством привлечения на свою сторону большего числа людей. Говоря на языке психологии «одно из базовых психологических наблюдений звучит довольно резко: «То, что ты видишь, является компенсацией того, что ты не видишь». Другими словами, воинствующая убежденность, религиозное рвение, с трудом скрываемая враждебность – все это верные признаки тайного сомнения и уныния. То, что я не способен признать в себе, представляющее теневой момент, я буду воинственно отвергать в окружающем мире.
Вот почему я становлюсь фанатиком и просто обязан заставить тебя согласиться со мной, даже вырвать согласие силой, если понадобится. Если же ты во всем согласен со мной, значит, я несомненно прав, и, следовательно, моей безопасности ничто не угрожает» (Дж. Холлис).
Фанатики говорят слова истины, но методы, которыми они «призывают» других, противоречат Сунне и заветам Корана. И с ними ассоциируются слова Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придут в конце времен люди с новыми зубами (то есть молодые), но ущербные разумом, они будут лишь повторять слова лучших из людей, - они будут удалены из религии, как вылетает стрела из лука».
Ася Гагиева