3 категории "неравных" в Коране
Различные формы дискриминации основаны на идее неравенства. Неравен – значит, можно преследовать, оскорблять, унижать и т. д. В Коране тоже есть аяты о «неравных», но приведены они не для преследований, а для того, чтобы люди обратили внимание на важные, критические черты и осознали, где находится «зона духовного роста».
По мудрости Творца «неравенство» связано не с теми чертами или качествами, которые человек не может изменить (нация, раса, пол и д.р.), а с тем, что человек в состоянии улучшить, усовершенствовать при желании.
Условно эти качества можно разделить на три категории:
1. Тот, кто бездействует, не равен тому, кто усердствует.
Всевышний воздает за старания каждому человеку, ни одна пылинка добра не будет потеряна. Однако те, кто больше усердствует на богоугодном пути, те, кто совершает больше добра, ищут возможности и достигают видимых и эффективных результатов, получают высшую степень, чем те, кто ограничивается скромными духовными и материальными трудами.
«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые усердствуют на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые усердствуют своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде» (Сура «2ан-Ниса», аят 95).
«Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и усердствовал на Его пути? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Сура «ат-Тауба», аят 19).
2. Благо и зло, как и те, кто их совершает, не равны.
В мирской жизни и праведник, и нечестивец могут быть на одинаковых уровнях: по достатку, признанию, самочувствию и т.д. Иногда нечестивец может пользоваться большим уважением среди людей (по причине их незнания или нечестия), может обладать большим имуществом и прочими благами, чем праведник.
Но перед Всевышним положение определяется делами и намерениями людей. Человек, совершающий зло, и тот, кто творит добро, не будут равны. В мирской жизни заряд их поступков может не отражаться на их положении, но Всевышний предупреждает нас, что это только временное положение дел, и каждый в конце концов будет справедливо оценен по результатам (благим или порочным) его поступков.
«Скажи: «Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе (или удивило тебя)» Бойтесь же Аллаха, обладатели разума, - быть может, вы преуспеете» (Сура аль-Маида, аят 100).
«Неужели верующий подобен нечестивцу? Не равны они!» (сура «ас Саджда», аят 18).
«Не равны два моря (вида воды). Это – вкусное, пресное, приятное для питья, а это – соленое, горькое. Из каждого из них вы едите свежее мясо и добываете украшения, которые вы носите. Ты видишь, как корабли бороздят их, чтобы вы могли искать Его милость, - быть может, вы будете благодарны» (Сура «Фатир», аят 12).
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Сура «Фуссилят», аят 34).
«Обитатели Огня не равны обитателям Рая. Обитатели Рая являются преуспевшими» (Сура «аль Хашр», аят 20).
3. Не равны невежды и знающие.
Знание – это не просто благо, а кладезь личностных достоинств и возможностей для духовного и материального роста. В Коране Всевышний даже призывает просить о знании, потому что знание дает не только ясный ориентир в мирской жизни, но приближает к благам вечной. О знающих в Книге упоминается как о слышащих и видящих, о невеждах – наоборот.
«Не равны слепой и зрячий, а также те, которые уверовали и совершали праведные деяния, и творящие зло. Как же мало вы поминаете назидания!» (сура «Гафир», аят 58).
«Не равны слепой и зрячий» (сура «Фаир», аят 19).
«Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (сура «Фатир», аят 22).
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (сура «аз-Зумар», аят 9).
Ася Гагиева