Визит Папы Римского в Ирак: признание ислама и скрытый подтекст
Во время визита в Ирак, состоявшемся в начале этой недели, Папа Франциск заявил, что евреи, христиане и мусульмане – все являются потомками Авраама. Что это было? Попытка загладить вину предыдущего папы?
Дело в том, что в 2006 году Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый оконфузился перед мусульманами: выступая перед студентами и преподавателями в немецком Регенсбурге процитировал исламофобские высказывание Мануила Второго Палеолога, правившего Византией в четырнадцатом веке. Мусульман возмутил тот факт, что Папа, фактически, согласился с императором, поскольку не удосужился как-то прокомментировать его слова, или не имел намерения обозначить свое отношение к сказанному много веков тому назад.
Папа процитировал вот какие слова: «Покажите мне, то новое, что принес Мухаммад, и вы найдете только злое и бесчеловечное, такое, как его наказ распространять веру, которую он проповедовал, мечом».
В Европе Регенсбургская речь Папы была признана лучшей речью года за «мужество и решимость» ее автора. По мнению ценителей риторического мастерства, что процитированный главой Ватикана фрагмент «доказывает, что этот текст еще имеет значение спустя 500 лет». Однако мусульмане во всем мире были иного мнения об этом выступлении понтифика.
По столицам мусульманского мира прокатились демонстрации протеста. И хотя позже понтифик выразил сожаление, что его слова были неверно истолкованы, это ничего не изменило.
И вот, спустя немало лет уже новый Папа Римский Франциск посетил Ирак. Это случилось на прошлой неделе, и это была первая поездка Папы в мусульманскую страну. И ладно бы в мирную страну. Однако Ирак… Страна переживает не годы, а целую эпоху невзгод, войн, кризисов страшных трагедий. Она началась в 1980 году, когда Саддам Хусейн решил захватить богатую нефтью иранскую провинцию Хузестан и иранский восточный берег реки Шатт-эль-Араб. Эта война продолжалась до 1988 года.
Затем в 1990 Ирак вторгся в Кувейт и оккупировал его, но был изгнан из него американской армией. Затем в 2003 г. сам Ирак стал объектом агрессии со стороны США и войск международной коалиции. Затем череда непрекращающихся беспорядков перетекла в историю с ДАИШ (запрещенная в РФ), которая не закончилась до сих пор.
Понятно, что гвоздем программы посещения Папой Ирака стала спецоперация по обеспечению его безопасности. Этим занимались силы иракской армии, 200 полицейских и американский спецназ. По всему Ираку была введена бесполетная зона, а город Неджеф был вообще закрыт, на время посещения Папой самого высокопоставленного шиитского священнослужителя в стране, Великого аятоллы Али Аль-Систани.
В целом, визит высокого гостя обошелся иракской казне в миллионы долларов, хотя миллионы граждан влачат жалкое существование в нищете среди развалин. Тем не менее, от недостатка гостеприимства Восток никогда не страдал. Действующий в Ираке режим принял Папу с большой сердечностью.
В состав приветственного комитета вошли президент страны, премьер-министр и все министры и государственные чиновники. Это был впечатляющий прием, хотя и сверх меры, подобного которому Папа не получал ни в одной стране. Не будем задаваться вопросом о том, чего добивалась иракская власть, приглашая к себе Папу. Они вряд ли рассчитывали, что Папа принесет мир в эту страну, которая к Ватикану имеет отношение вообще никакое. Но факт, что Папа Франциск имеет опыт посредничества. Это он помог восстановить дипломатические отношения между США и Кубой, принимал участие в решении кризиса, вызванного нашествием беженцев в Европе и Америке. Журнал Fortune включил его в список 50 величайших мировых лидеров, а журнал Forbes поставил его на четвертое место среди самых влиятельных людей в мире.
Интереснее другое: по некоторым сведениям, Папа отменил поездку в Южную Америку, которая так и называется – Латинская Америка, поскольку едва ли не все верующие в ней являются духовными подданными Ватикана. Однако Папа отправился в Ирак, что заставляет задуматься о причинах такого рискованного мероприятия. Конечно, Папа прибыл на древнюю землю не только ради того, чтобы вознести молитву за иракских христиан, которые почти в полном составе эмигрировали после вторжения США, наверное, не пожалели об этом позже, видя, что сделали со страной ДАИШевцы (организация запрещена в РФ).
Политический обозреватель Амира Абу-ль-Фетух полагает, например, что Папа во время трех проведенных им католических месс озвучил политические послания из определенной части света. Более того, он даже заявил то, что папы до него либо не осмеливались говорить, либо говорили совсем иное, подобно упомянутому выше бывшему главе Ватикана.
В Ираке Папа Франциск заявил, что евреи, христиане и мусульмане – все являются потомками Авраама. Это первый случай, когда католический папа признал ислам божественной религией. До Папы Франциска его предшественники на папском престоле считали мусульман последователями учения праведника Мухаммада, который сам написал Писание, но не получил божественного откровения. Теперь отношение к исламу и мусульманам со стороны Римской церкви изменилось. Причем эта перемена была озвучена устами действующего Папы Римского.
Итак, чего хочет четвертый по силе человек в мире от Ирака, который когда-то давно был столицей мусульманского мира и, следовательно, самой могущественной страной в мире? Именно посольство халифа из Багдада, пришедшее в начала Х века на Волгу, в государство Великий Булгар, стало свидетелем официального принятия ислама народом этой страны.
Ирак некогда имел такую мощь, что тогдашние главы католицизма «боялись звонить в церковные колокола, когда мусульманские корабли были в поле зрения, чтобы не спровоцировать их», – пишет Абу-ль-Фетух, и продолжает: «Так чего хочет Папа от государства Ирак, которое было разрушено американским вторжением, которое вытеснило миллионы его жителей и разграбило его богатство и наследие? Почему он не осудил вторжение, находясь в самом сердце Ирака?»
Возможно, послание Папы Франциска было адресовано Ирану. Его визит в Наджаф и встреча с Систани, высшим шиитским авторитетом в Ираке, являются признанием значимости аятоллы и его религиозной символики, что позволило ему играть решающую политическую роль в государственных делах. Если так, то ход верный: не нужно ехать в Иран (что для Папы является, пожалуй, невозможным), чтобы выразить симпатии шиитам. А для чего Папе поддерживать шиитов?
Ответ можно нащупать в словах Пола Бремер, который был назначенным Вашингтоном для управления Ираком после вторжения США и падения Багдада. В книге «Мой год в Ираке» Бремер объясняет желание Америки сохранить поддержку иракских шиитов и аятоллы Систани и исключить шиитские силы, союзные с Ираном. Роль Систани в шиитской общине аналогична роли Папы для католиков; он не управляет ежедневными политическими делами, но осуществляет свое влияние через частные дискуссии с верными последователями и публикует авторитетные религиозные мнения. Важная внутриполитическая роль аятоллы Систани в Ираке неоспорима. Один из примеров степени его влиятельности заключается в том, что именно он вынудил премьер-министра Ирака Адиля Абдула Махди подать в отставку в прошлом году после революции против него и гибели протестующих.
Можно допустить, что Папа Франциск начал свой визит в Ирак с визита к аятолле Систани для того, чтобы доставить послание из США. По мнению Абу-ль-Фетух, послание может нести завуалированную угрозу Багдаду, поскольку визит Папы в Ирак был поощрен Вашингтоном после двух нападений на американские войска в Ираке менее чем за две недели. Интересна также будет реакция Ирана по поводу этого довольно подозрительного визита. Тегеран в основном контролирует Ирак и рассматривает его как более или менее провинцию Исламской Республики, поскольку в Ираке шиитов больше, чем суннитов.
Автор: Айдар Хайрутдинов