• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Убайдаллах Синди: автор тафсира «Илхāм ар-Рахмāн»

Время чтения: 4 мин
1550

Начало: «Илхам ар-Рахман», или история одного тафсира

Теперь обратимся к жизненному пути Мавляны Убайдаллаха Синди, который надиктовал Мусе Бигиеву свой тафсир под названием «Илхāм ар-Рахмāн», и о котором мы писали в предыдущем посте.

Мавляна Убайдаллах Синди был видным религиозным ученым и политическим философом, активным деятелем индийского движения за независимость и одним из его энергичных вождей. Он боролся за независимость Индии от британского колониализма и за создание свободного от эксплуатации общества в Индии.

Мавляна Убайдаллах Синди также оставил след в образовании. Он был пожизненным членом Джами‘а Миллийа Исламийа (Национального исламского университета) – ныне Центрального университета в Нью-Дели. Он служил в этом университете в течение длительного периода своей жизни. Его имя до сих пор носит мужское общежитие университета.

Мавляна Убайдаллах Синди родился 10 марта 1872 года в Пенджабе, в Британской Индии в семье Уппал, исповедовавшей сикхизм. Поэтому при рождении ему дали сикхское имя Бута Сингх. Отец Бута Сингха умер за четыре месяца его до рождения, поэтому первые два года своей жизни он провел под опекой деда по отцовской линии. После смерти деда Бута Сингх рос в доме своего деда по материнской линии. Позже, когда умер его дед по материнской линии, молодой Бута Сингх был передан на попечение своего дяди.

Бута Сингх Уппал принял ислам в возрасте 15 лет и выбрал себе имя Убайдаллах Синди (или Синдхи). Обращение в ислам произошло, когда он учился в школе. Один его индусский друг дал ему почитать книгу «Тухфат аль-Хинд» (Индийский Дар). Книга была написана принявшим ислам ученым Мавляной Убайдаллахом из Малеркотлы. После прочтения этой книги и некоторых других книг, таких как «Таквият аль-Иман» (Укрепление веры) и «Ахваль аль-Ахира» (Что будет в Потустороннем мире), интерес Убайдаллаха к исламу вырос, что в конечном итоге привело к его обращению в ислам.

В 1887 году, в год своего обращения, он переехал из Пенджаба в район Синда, где его взял в ученики Хафиз Мухаммад Сиддик. Впоследствии он учился в деревне Дин Пур в медресе Мавляны Гулам Мухаммада, где он углубился в исламское образование и обучение в суфийском братстве.

В 1888 году для более глубокого изучения религиозных наук Убайдаллах Синди поступил в исламский университет Дар аль-Улюм Деобанд («Обитель знаний Деобанда»), основанный в 1866 году в городе Деобанд. Это учебное заведение было и до сих пор остается одним из крупнейших религиозных и академических центров исламского мира, равнозначным по своему статусу знаменитому исламскому университету Аль-Азхар в Каире.

В Дар аль-Улюм Деобанда, Убайдаллах глубоко изучал различные исламские дисциплины под руководством известных исламских ученых того времени, включая Мавляну Абу Сираджа, Мавляну Рашида Ахмада Гангохи и Мавляну Махмуда аль-Хасана. Также известно, что он брал уроки по таким важнейшим источникам, как «Сахих аль-Бухари» и «Сунан ат-Тирмизи», которые ему преподавал Мавляна Назир Хусейна Дехлави. Также Убайдаллах изучал логику и философию у Мавляны Ахмада Хасана Канпури.

В 1891 году Убайдуллах закончил получение религиозного образования в Деобанде. Он уехал в одну из провинций, где начал преподавать религиозные науки. Тогда же Убайдаллах женился на дочери Мавляны Азималлаха-хана, также преподававшего в мусульманской школе. Убайдаллах работал над расширением и популяризацией своего направления религиозного образования школы почти семь лет.

В 1909 году по просьбе своего учителя по Деобанду Мавляны Махмуда аль-Хасана он вернулся в школу Деобанд. Здесь он много сделал для студенчества, будучи весьма активным также и в тайной антибританской пропагандистской деятельности, которая привела к тому, что он оттолкнул от себя большое количество руководителей школы Деобанд. Впоследствии Убайдаллах перенес свою политическую и преподавательскую работу в Дели, о чем его попросил все тот же Махмуд аль-Хасан. В Дели в 1912 году Убайдаллах основал медресе Назарат аль-Маариф, которое успешно пропагандировало и распространяло ислам среди людей.

Затем началась Первая мировая война, которая повернула жизнь Убайдаллаха в другое русло. Еще в годы учебы в Деобанде общение с Мавляной Рашидом Гангохи и Мавляной Махмудом аль-Хасаном привело Убайдаллаха в ряды панисламского движения. В годы Первой мировой войны он Убайдаллах сконцентрировался на политической деятельности, в результате чего был вынужден под руководством Мавляны Махмуда аль-Хасана покинуть Индию вместе с группой его учеников, чтобы искать поддержки среди других стран мира для осуществления панисламской революции в Индии.

Так, в 1915 году по указанию своего учителя шейха Мавляны Махмуда аль-Хасана Убайдаллах отправился Афганистан искать покровительства афганского эмира Хабибуллы-хана. В этой стране Убайдаллах стал одним из главных инициаторов т.н. «Заговора шелковых писем», направленного на свержение власти британцев в Индии.

Участие Убайдаллаха Синди в заговоре со столь поэтическим названием сделало его известным в националистических кругах Индии. Заговор заключался в том, что по настоянию аль-Хасана Убайдаллах написал письма губернатору Русского Туркестана и царю Николаю II с просьбой объединить силы с Турцией и объявить войну англичанам. В письмах содержатся подробные сведения о предполагаемой организационной структуре армии под названием «Хезболла» (Партия Аллаха) и о том, как вербовать в нее индийцев.

Письма были спрятаны в шелковых шарфах, чтобы их не обнаружили. Однако до адресатов в России письма не дошли – британцы их нашли, после чего до предела закрутили гайки в Индии: в ответ на предполагаемые угрозы со стороны революционных националистов и их организаций был принят т.н. Закон Роулатта (Rowlatt Act), ограничивающий гражданские свободы. Этот акт, принятый Законодательным советом 18 марта 1919 года, предполагал продление на неопределенный срок чрезвычайных мер превентивного бессрочного содержания под стражей и тюремное заключение без суда и судебного рассмотрения.

Казалось бы, дело революционеров-националистов было проиграно. Однако в долгосрочной перспективе деятельность Убайдаллаха и его товарищей увенчалась успехом, поскольку, по признанию историков, Закон Роулатта привел в ряды борцов за независимость Индии Махатму Ганди, что стало началом эры Ганди в индийской политике. Именно благодаря этому Индия, в конце концов, и обрела независимость.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle