Татары в стране татар
Начало: Почему египтянин Рашад Бек назвал Россию Страной татар?
Продолжение...
В те дни мы, члены небольшого трудового коллектива, работали в Каире. Однажды вечером решили вместе прогуляться в окрестностях отеля. Дружески беседуя, шагаем в свое удовольствие по вечерней улице в одном из современных районов Каира. А поскольку основная часть нашей группы была представлена в определенной мере обрусевшими татарами, то и общались мы на “великом и могучем”. И вдруг слышим вопрос: “О, русские! Из России?”. Вопрос задал молодой каирец, занятый тем, что закрывал рольставни своей небольшой лавки.
Первым на вопрос среагировал я. Это было сделано “на автомате”, поскольку, кроме всего прочего, в нашей группе я был переводчиком: “Да, – говорю, – из России, но не русские”. Он удивленно: “Не русские? А кто?”. “Мы татары, – отвечаю ему, – знаешь таких?” Он радостно: “Конечно, знаю! Мамлюки!”. На том и разошлись. Но поскольку этот короткий диалог с тем парнем был понятен и моим коллегам, то он внес оживление в наш разговор, направив его в новое, историческое, русло. И мне пришлось объяснять своим коллегам, почему тот молодой египтянин идентифицировал нас, татар, как мамлюков.
О мамлюках, они, конечно же, слышали – все мои коллеги были люди образованные. Но когда они услышали от меня некоторые подробности, а также выяснили, почему для нашего неожиданного собеседника татары и мамлюки являлись понятиями идентичными, были весьма удивлены. Один из них даже возмутился: “Но почему нам этого не рассказывали?!”
Потому и не рассказывали, что татарская составляющая российской истории всегда была под запретом: и в царской России, и при Советах. Даже в наши дни, когда в целом вся историческая наука вздохнула свободно, сборсив с себя многовековые идеологические оковы, моим коллегам историкам, занимающимся изучением средневековой истории России в, скажем так, “татарском” ее преломлении, приходится отдуваться в прокуратуре, поскольку “доброжелатели” пишут кляузы, будучи убежденными в том, что татары, изучающие свою историю, совершают преступление.
Вернусь к красноречивому эпизоду с каирской улицы. Случившееся в тот момент еще раз показало, что мы не знаем своей истории, тогда как простой каирец, знает о нас больше. Как говорится, египетское среднее образование знает свое дело. Поэтому для того каирца все сошлось: Россия? Значит русские. Не русские? Значит мамлюки, то есть – татары, которые правили Египтом и Сирией несколько веков, выстроили великую империю, защитили эту часть мусульманского мира от разбойников-крестоносцев, но, в конце концов, вынуждены были уступить власть своим же братьям – тюркам-османам.
Поэтому не нужно также удивляться тому, что на улицах Каира много “наших” лиц, хотя, конечно же, это – все те же египтяне. Только в их жилах течет изрядная доля татарской крови – и кожа светлее, и черты лица другие, нетипичные для коптов (коренных египтян) и арабов. Если знать, что в эпоху Золотой Орды Египет, или, скажем так, Мамлюкская империя были по отношению друг к другу как два соседа, то оно и понятно – в свое время из Великой степи сюда переселялись десятки тысяч тюрков. Языковых проблем не было – правящие слои говорили на татарском, поэты и писатели создавали свои выдающиеся произведения на тюркском, воины подчинялись командам, отдаваемым на татарском языке, архитекторы и дизайнеры создавали неповторимый татаро-ордынский облик средневекового Каира.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить одну из старейших мечетей Каира – мечеть аль-Азхар. Ежели будет такая оказия, не откажите себе в удовольствии побродить по ней, усладить свой взор. На ее многочисленных резных деревянных воротах, отделяющих крытую часть храма от открытого пространства центральной молельной площади, вырезаны татарские орнаменты.
На внутренних стенах мечети нанесены космогонические символы – те же, что и на стенах булгарских сооружений на берегах Волги.
Раз уж речь зашла о Волге, то ее название восходит к булгарам – русские называли ее “река булгар”, что со временем трансформировалось в Волгу. Здания – вообще отдельная история. Приведу только одну иллюстрацию, на которой весьма типичное для тюркского Египта сооружение – мавзолей знатного мамлюка.
Те, кто еще не потерял историческую память и не стал “Иваном, не помнящим родства” увидят родство между таким типом сооружений в Египте и Булгаре, что в какой-то сотне километров к югу от Казани.
Автор: Айдар Хайрутдинов