Российское востоковедение в прицеле невежества
В одном из телевизионных спаррингов в прямом эфире известный востоковед Евгений Сатановский с возмущением заявил о политике Минобрнауки РФ, нацеленной на уничтожение отечественной школы ориенталистики. Инициатива по уничтожению российской школы востоковедения преподносится в виде создания самостоятельной дисциплины и включение его в укрупненную группу специальностей "Политические науки и регионоведение".
Выходки российского Минобрнауки уже давно снискали славу своей вопиющей глупостью и недальновидностью. Создается впечатление, что в министерстве сидят необразованные люди, которые и понятия не имеют о таком явлении, как стратегические интересы государства в области науки и образования.
В свое время, при развале СССР “цивилизованный” Запад постарался нанести максимальный урон тем отраслям российской промышленности, которые успешно конкурировали с западными технологиями. Увы, в этом деле Запад преуспел. Однако могущество государства определяется не только промышленными технологиями, но и научными школами. Поэтому понятна заинтересованность Запада в дальнейшем развале российской науки и системы образования, которая имеет более древние корни, чем даже национальная промышленность и технологии.
Например, Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного Университета был основан в 1855 году императорским указом. В настоящее время он является одним из ведущих мировых центров изучения культуры, языков, религий и истории стран и регионов современного и древнего Востока.
Однако в свою очередь петербургская школа востоковедения является продолжательницей традиций научного востоковедения, берущих начало в Казанской школе ориенталистики. Изначальная база для развития востоковедческой школы в Казанском университете, и в России в целом, была заложена в 1769 году, с началом преподавания татарского языка, введенного в Первой казанской гимназии.
В дальнейшем площадкой для последующего развития передового русского востоковедения стал Казанский императорский университет. Так, в Казанском университете, уже 1804 году было предусмотрено открытие самостоятельной восточной кафедры, продиктованное интересами внутренней и внешней политики царского правительства. Учитывая насущную государственную потребность в специалистах, владеющих восточными языками в 1807 г. при Казанском университете была открыта кафедра восточных языков. В первой половине XIX веке здесь был основан единственный в России специальный восточный разряд, подготовивший плеяду выдающихся востоковедов. А если взять более древнюю историю, то выяснится, что российское востоковедение уходит своими корнями в эпоху Средневековья, когда именно благодаря дипломатическим отношениям Московского княжества с восточными странами и народами закладывались основы будущего могучего государства.
Иными словами, могущество России имеет восточные корни и научное востоковедение всегда служило реализации стратегических интересов государства в его отношениях с пестрым и многоязычным миром Востока. История российской ориенталистики помнит имена сотен выдающихся ученых с мировым именем. И вот, с подачи безграмотных чинуш российского Министерства образования и науки российское востоковедение приговорено, фактически, к уничтожению.
Между тем, отказ от востоковедения как самостоятельной дисциплины может привести к ухудшению качества подготовки специалистов, в том числе дипломатов, которые работают в арабских странах. Такое мнение высказал генеральный директор Государственного Эрмитажа, декан Восточного факультета СПбГУ Михаил Пиотровский. В частности, признанный ученый сказал: "Востоковедение и африканистика – это науки давние, но абсолютно современные. Они находятся на стыке разных наук. Востоковедение – это одновременно история, филология, лингвистика, политология и экономика – все вместе, и человек, который занимается востоковедением, должен этим обладать в равной мере, иметь общее знание языков и культуры. Это возможно только при существовании отдельного укрупненного направления "Востоковедение и африканистика".
По мнению М.Пиотровского, "удивительные возможности, которые имеют российская дипломатия и политика на Востоке, связаны с высоким уровнем отечественного востоковедения, его универсальностью – когда ученый может стать дипломатом, а дипломат в какой-то мере является ученым". "Это российская уникальность, наше конкурентное преимущество. В мире не всюду это есть. В Америке, например, это часто уходит в политологию, и тогда мы имеем ситуацию, когда американцы что 20 лет назад, что сейчас жалуются, что у них нет людей, говорящих нормально по-арабски, и нужно нанимать для всяких политических дел местных жителей для перевода, что в корне меняет ситуацию. А у нас и 30 лет назад все послы говорили по-арабски в арабских странах, и сейчас", – подчеркнул Пиотровский.
На его взгляд, это ярко проявилось в нынешней ситуации в Сирии. "Вы представляете, что сейчас происходит в Сирии, какие там сложные вещи. И там работают не просто люди, которые могут поболтать по-арабски, а могут очень многое делать. Это в нынешней ситуации показывает, как важно именно такое комплексное обучение, комплексную научную подготовку людей, которые могут в разных сферах использовать эти свои знания", – отметил он.
М.Пиотровский напомнил, что проблема сохранения востоковедения уже не первый раз поднимается российскими учеными, и сейчас направлено новое обращение в Минобрнауки от руководителей Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов. "Мы уже не первый раз отстаиваем востоковедение как науку. Сейчас мы написали серию писем и манифестов у нас в Петербургском университете, было письмо министру Ливанову, потом я выступил на Совете по науке при президенте, и президент благосклонно отнесся к этой теме. Ректор московского университета также написал письмо. Я надеюсь, мы прорвемся через некое сопротивление министерства образования, которому хочется все уравнять, стандартизировать и никого не выделять", – сказал Пиотровский.
Айдар Хайрутдинов