Пробка рассосалась: есть ли альтернативы Суэцкому каналу?
Пробка в Суэцком канале рассосалась, суда, ожидавшие свой очереди на проход, сгрудившись на обоих концах канала, начали движение, однако дискуссии об инциденте продолжаются и даже усиливаются. В общем, Суэцкая пробка века, вызванная севшим на мель кораблем, не только полностью прекратила движение по 193-километровому проходу, сотрясая мировые рынки и вызывая рост цен на товары и услуги, но и обнажила много проблем, обозначила новые перспективы, став для кого-то светом в конце тоннеля, а для кого-то – ударом поминального колокола.
Блокировка канала, продолжавшаяся в течение недели, вызвала дискуссии о потенциальных альтернативах или, по крайней мере, аварийных альтернативах, а также запустила дискуссии о том, произошла ли посадка на мель случайно или же за этим стоит злой умысел.
В настоящее время Суэцкий канал является главными воротами для циркуляции товарооборота между Европой и Азией. Ежегодно канал пропускает тысячи судов. Например, в 2019 году через эти межконтинентальные ворота было проведено около двадцати тысяч судов. Считается, что это составляет около 13 % от мировой торговой логистики.
После того, как гигантское грузовое судно было снято с мели, Управление Суэцкого канала (УСК) объявило, что оно приступает к расследованию причин посадки корабля на мель. Руководство УСК заверило, что их расследование будет сосредоточено не только на погоде, которая якобы и спровоцировала инцидент, но и на так называемом человеческом факторе, а также возможных сбоях в работе техники (систем навигации, руления и пр.). На повестке дня стоит также рассмотрение возможности намеренной посадки корабля на мель.
Проведение расследования, прежде всего, осуществляется в интересах Египта – главного бенефициара Суэцкого канала. Например, финансовые поступления в казну Египта от эксплуатации Суэцкого канала в 2018 году составили рекордные 5,5 млрд. долларов США. Для сравнения: в том же 2018 году товарооборот между Россией с Египтом составил 7 663 628 658 долларов США, т.е. всего на два млрд. долларов больше.
Вернемся, однако, к версии о преднамеренной диверсии на канале с целью вызвать полный паралич морского движения по нему. Подобные идеи возникли не только у сотрудников УСК, но и у многих журналистов, аналитиков и экспертов, следивших за ситуацией во время кризиса. Даже место блокировки канала имеет огромное значение, если взглянуть на нее с точки зрения злого умысла. Эксперты считают, что посадка судна на мель именно в том месте, где это произошло, возможно, было выбрано намеренно, как наиболее разрушительное по своим последствиям. Обращает на себя внимание тот факт, что корабль сел на мель на ровном и песчаном берегу, что не причинило ему серьезного ущерба. Но если бы его угораздило напороться на скалистый берег, то он получил бы серьезные повреждения и мог даже затонуть, что чрезвычайно осложнило бы и затянуло бы во времени работы по устранению пробки.
В этом свете, инцидент вполне мог быть спровоцирован с целью послать сигнал о том, что грузовые суда стали слишком большими. А коль так, то для них должны быть обеспечены надежные транспортные пути с глубокой водой, чтобы не останавливать международное торговое сообщение, главным образом между Азией и Европой. Но пока это лишь версии.
Нет фактов, которые указывали бы на кого-либо конкретно, кто был бы заинтересован в блокировке Суэцкого канала. Однако блокировка привела к тому, что некоторые организаторы азиатско-европейской логистики подозрительно быстро представили разработанные ими альтернативные сценарии проводки грузов. Эти сценарии могут быть с воодушевлением одобрены торговыми транспортными фирмами, которые крайне заинтересованы в налаживании быстрых и надежных маршрутов доставки. Если кто-то предложит более выигрышную (т.е. – более дешевую и более надежную) альтернативу Суэцкому каналу, то экспортеры и импортеры, пострадавшие от роста цен на сырье и товары, непременно воспользуются таким шансом.
Какие есть альтернативы Суэцкому каналу? Подобная идея датируется далекими 1960-ми годами. Речь идет о так называемом «Водном пути Бен-Гуриона», который проектировался в Израиле. Об этом сообщает портал The Arab Weekly. Сайт пишет: «…расстояние между Эйлатом и Средиземным морем невелико, и на самом деле оно похоже на расстояние Суэцкого сообщения между Красным морем и Средиземным. Тель-Авив планирует превратить этот канал в многогранный проект, помимо того, что он будет играть коммерческую роль, бросая вызов Суэцкому каналу. Он нацелен на строительство небольших городов, отелей, ресторанов и ночных клубов вокруг водного пути».
Израильская инициатива представляет экономическую угрозу для Египта, но, к примеру, Иордания и Саудовская Аравия были бы довольны. Иордания получила бы выход к Средиземному морю, а Саудовское королевство – возможность обеспечить процветание футуристического проекта «Город Неом».
Другая альтернатива Суэцкому каналу – это российский Северный морской путь (СМП). Министерство энергетики России посчитало, что блокировка Суэцкого канала, выгодно подчеркнула безопасность и устойчивость СМП. В заявлении Министерства было подчеркнуто, что СМП обладает высокой степенью безопасности и занимает конкурентные позиции как по стоимости перевозок, так и по надежности. Например, расстояние по Северному морскому пути из Китая в европейские порты примерно на 40 процентов короче и на 15 дней быстрее. Кстати, Россия вложила значительные средства в развитие Северного морского пути. С изменением климата арктический маршрут становится все более свободным ото льда, но в случае появления льдов Россия планирует обеспечить проводку судов ледоколами, по количеству которых она является мировым лидером.
Свое слово сказал и Иран, который вынашивает амбициозный проект транспортного коридора «Север-Юг». В частности, посол Ирана в Москве господин Казем Джалали призвал к активизации российского морского пути, сказав: «Ускорение завершения строительства инфраструктуры и активизация коридора Север-Юг являются более важными, чем когда-либо, и являются лучшим вариантом в качестве транзитной альтернативы Суэцкому каналу».
Есть мнение, что расследование инцидента с блокировкой Суэцкого канала никогда не раскроет правду ни египтянам, ни всему миру, – и вопрос о том, был ли инцидент случайным или преднамеренным, останется нерешенным. Об этом пишет Мутасем Даллул. Он говорит: «Единственная реальность заключается в том, что несколько проектов обсуждаются в качестве альтернативы Суэцкому каналу. Если какие-либо из них осуществятся, они окажут катастрофическое воздействие на экономику Египта».
Автор: Айдар Хайрутдинов