• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Подписание Ирано-Китайского соглашения и пробка в Суэцком канале

Время чтения: 4 мин
1427

В прошлую субботу 27 марта в столице Ирана Тегеране состоялось знаменательное событие: министры иностранных дел Ирана и Китая подписали 25-летнее соглашение о развитии сотрудничества между двумя странами в различных областях, сообщает иранское новостное агентство Тасним.

С иранской стороны документ был подписан министром иностранных дел Мохаммадом Джавадом Зарифом, а с китайской – его китайским коллегой Ван И. Подписание документа состоялось после того, как два высокопоставленных дипломата встретились и провели переговоры в Министерстве иностранных дел в Тегеране.

История подписанного соглашения берет начало в 2016 году. Именно тогда состоялся визит председателя КНР Си Цзиньпина в Тегеран. Тогда же и прозвучало предложение о налаживании всеобъемлющего стратегического партнерства между Ираном и Китаем. «Дорожная карта» сотрудничества состоит из двух десятков статей, которые охватывают связи Тегерана и Пекина в политической, исполнительной, гуманитарно-культурной, судебной, оборонной, региональной и международной областях и в сфере безопасности.

После подписания соглашения вечером того же дня министр иностранных дел Китая Ван И также провел переговоры с президентом Ирана Хасаном Роухани и старшим советником лидера Исламской революции Али Лариджани. На встрече с Лариджани Ван заявил, что отношения его страны с Ираном останутся постоянными и стратегическими. Коснувшись исторических и дружественных отношений между Тегераном и Пекином, он подчеркнул важность двустороннего сотрудничества в рамках 25-летнего соглашения о стратегическом партнерстве и выразил удовлетворение завершением сделки.

История официальных отношений между Китаем и Ираном берет начало в 1937 году. Но это верно для современной парадигмы. На самом деле, культурные, политические и экономические контакты между двумя великими цивилизациями прошлого были установлены еще до начала нашей эры. И большую роль в этом сыграл Великий шелковый путь. Он даже сегодня не потерял своего значения, напротив, оно лишь выросло, ведь современный китайский мега-проект «Один пояс – один путь» нацелен на налаживание отношений и установление связей уже не только с близкими в географическом отношении государствами, но с целыми континентами.

Справка: Официальное название проекта «Организация Международного Сотрудничества Шелковый Путь». Он был выдвинут Китайской Народной Республикой (КНР) в лице ее председателя Си Цзиньпина в 2013-м году и с тех пор реализуется в формате объединенных проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Инициатива предполагает поиск, формирование и продвижение новой модели международного сотрудничества и развития на основе укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая. На основе продолжения и развития духа древнего Шелкового пути, мега-проект «Один пояс и один путь» призывает участников к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлеченных стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию миру и устойчивому развитию.

Китайская инициатива вызывает серьезные опасения у руководства Соединенных Штатов, поскольку, как им кажется, подрывает гегемонию этой страны, считающей весь мир исключительной зоной своих интересов. Поэтому логично, что Вашингтон будет всячески противодействовать осуществлению этого проекта. В этом свете становится понятным, что контейнеровоз, перекрывший собой Суэцкий канал, возможно, застрял там не просто так. Достаточно взглянуть на приведенную выше схему торговых маршрутов Нового Шелкового пути, чтобы оценить масштаб этой диверсии и степень ее негативного влияния на мировую логистику. Только по приблизительным оценкам, простой Суэцкого канала обойдется 30-40 миллиардами долларов убытка, и это, не считая отдаленных последствий. За час простоя канала мировая торговля теряет 400 млн долларов.

Произошедшее в водах Суэцкого канала ЧП можно считать воплощением в жизнь прогноза заведующего сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН имени Примакова С. Луконина. В интервью агентству Интерфакс в августе прошлого года он сказал: «Главная задача США – сохранить неоспоримое глобальное лидерство, а для этого необходимо исключить угрозу со стороны главного конкурента – Китая. Заставить Китай повторить судьбу СССР практически невозможно, но затормозить его развитие вполне вероятно. Поэтому в ближайшее время Вашингтон продолжит наносить удары по болевым точкам Пекина с целью создать максимальное количество проблем для его развития».

Ну и еще пара штрихов: перекрывший канал контейнеровоз EverGiven является одним из крупнейших в мире судов подобного класса и принадлежит он японской фирме Shoei Kisen. Япония, как известно, Китаю, мягко говоря, не симпатизирует, а кроме того является непотопляемым авианосцем США, находящимся под боком у Китая.

Автор: Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle