• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Пандемия и религиозный фактор: мусульманские, христианские и иудейские религиозные организации

Время чтения: 8 мин
2604

Религиозные институты оказывают значительное влияние на поведение верующих, особенно в кризисные периоды, когда люди чувствуют себя подавленными и беспомощными перед лицом разворачивающихся чрезвычайных ситуаций. Поэтому то, как будет развиваться распространение пандемии в ближайшие недели, в значительной степени зависит от того, примут ли религиозные власти решение соблюдать меры предосторожности, предписанные воз и местными должностными лицами в области здравоохранения. 


В то время как правительства едва ли не всех стран мира принимают меры по содействию социальной дистанцированности, в обществе продолжаются ожесточенные дебаты по поводу продолжения массовых богослужений, связанных с посещением мечетей, церквей, синагог и других мест поклонения. Особенно актуальна карантинная проблема в тех государствах, в которых традиционно сосуществуют представители разных религий.

Какова ситуация в России мы знаем: мусульманские Духовные управления отреагировали на опасность оперативно и приостановили богослужение в мечетях. Эта мера не вызвала даже бурного обсуждения, не говоря уже о каких-либо протестных явлениях хотя бы в социальных сетях. Религиозный глава православных христиан России также распорядился о приостановлении служб в церквях, хотя это решение далось ему непросто в силу того, что собрание прихожан в церквях для проведения богослужений считается главным условием существования самой православной Церкви.

В Российской Федерации на данный момент 2770 зараженных (из них 1880 в г. Москва), вылечилось 190, погибло 24.

Интересно, что в свете пандемии коронавируса власти Саудовской Аравии еще 27 февраля запретили международные поездки в страну, включая священные города Мекку и Медину, которые ежегодно привлекают около двенадцати миллионов хаджиев. В начале марта влиятельный суннитский религиовед Али аль-Карадаги опубликовал фетву, в которой говорилось, что паломничество может быть временно запрещено из-за пандемии короны. Теперь решение о временной отмене хаджа принято официально. Эту неслыханную карантинную меру высоко оценил Ахмед аль-Тайеб – великий имам Аль-Азхара в Египте.

Перейдем к Египту, раз уж речь зашла об этой стране. В уже Каире введен комендантский час с семи вечера до шести утра. За нарушение штраф в размере эквивалентном 300 долларам США. Несколько десятков человек в этом мегаполисе уже умерло от коронавирусной инфекции. 5 марта Управление шейхов Аль-Азхара, возглавляемое шейхом Аль-Тайебом, опубликовало фетву, в которой говорилось, что можно приостановить пятничные молитвы прихожан, поскольку “главным приоритетом шариата является защита людей и поддержание их здоровья. Министр религиозных вакфов Египта Мухаммад Мухтар Гомаа объявил о закрытии всех мавзолеев и святынь по всей стране и приостановке занятий в исламских культурных центрах, связанных с министерством, на две недели.

Что касается египетских христиан, то не все они согласны пойти на ограничительные меры перед лицом всеобщей опасности. Например, коптские христиане Египта все еще проводят еженедельные службы, в том числе исполняют ритуал причастия, в котором верующие вкушают освященное вино из общей ложки. Из предохранительных мер руководители Коптской Церкви рекомендовала женщинам приходить в храмы в своих собственных шарфах вместо того, чтобы использовать те, которые им предоставляются.

Еще 14 марта Коптская Церковь объявила, что приостанавливает всю свою просветительскую деятельность, но в том же заявлении было сказано, что многочисленные службы в рамках подготовки к предстоящим пасхальным празднествам могут проводиться в один и тот же день, чтобы снизить посещаемость каждого отдельного собрания. Однако некоторые известные деятели коптской христианской церкви не склонны признавать опасность и идти на принятие соответствующих мер.

Например, в одной из передач египетского независимого христианского прозвучали слова о том, что «посуда, которая была помазана миропомазанием (святым маслом), а затем соприкоснулась с кровью Спасителя, никогда не может быть источником инфекции. Скорее, они являются источником исцеления». На это один известный коптско-христианский блогер заявил, что если копты не изменятся, то «они станут главной причиной распространения вируса«. Словом, внутри христиан существуют разные подходы к решению проблемы с распространением коронавируса.

Иран стал одним из крупнейших очагов коронавирусной инфекции. По состоянию на 2 апреля официальное число инфицированных вирусом составляет более 47700 человек, вылечилось более 15700 человек, умерло от вируса более 3000 человек.

Одним из мест, где вспышка, по-видимому, возникла, является один из религиозных центров страны, Кум, расположенный в двух часах езды к югу от Тегерана. Среди многочисленных религиозных семинарий города находится святилище Фатимы Масуме, посвященное одноименной дочери седьмого имама. Это одно из самых священных мест в шиизме, что делает его местом назначения для тысяч паломников со всего Ирана и всего мира каждый год. Невзирая на страшную опасность аятолла, являющийся главным в этом храме, настаивал на том, что место поклонения должно оставаться открытым для верующих. Он обосновывал свое решение следующим образом: «Эта священная святыня – дом исцеления физических и духовных болезней». Все видели видео, на котором видно, как некий мужчина демонстративно облизывает и целует ворота шиитской святыни, и говорит: «Я не боюсь коронавируса». И таких людей были сотни, если не тысячи.

Когда иранские власти, вводившие комплекс мер, принятых для сдерживания вируса, объявили о закрытии храма Имама Резы и мавзолея Фатимы Масуме пришлось вызывать полицию для разгона толпы, пытавшейся штурмовать эти два объекта. Высший суд страны также объявил публичный запрет на проведение свадеб и общинных или религиозных церемоний, где собираются большие толпы людей.

В соседнем Ираке эпидемиологическая ситуация гораздо менее серьезна нежели в Иране: зараженных 728, вылечившихся 182, погибло 52 человека. Власти страны еще вначале марта приняли меры, в результате которых 5 марта на официальном сайте храма имама Хусейна в Кербеле было объявлено, что пятничные молитвы будут отменены из-за опасений по поводу распространения коронавируса. Начиная с 6 марта, впервые с момента падения Саддама Хусейна главный шиитский священнослужитель страны аятолла Али аль-Систани не стал читать свою еженедельную пятничную проповедь.

Однако не все шиитские священнослужители выступают за закрытие святынь и мест паломничества. Шиитский священнослужитель Муктада ас-Садр опубликовал на своей странице в Facebook видео о своем посещении храма Имама Али в Наджафе, которое, по его словам, он делает ежедневно, чтобы предотвратить закрытие храма.

Что касается суннитской общины Ирака, то 27 февраля совет старших ученых Иракского центра по проповедям и фетвам издал указ, разрешающий пожилым людям и лицам с ослабленной иммунной системой пропускать пятничные молитвы. Совет настоятельно призвал иракские власти положить конец всем формам туризма и призвал верующих следовать рекомендациям компетентных органов здравоохранения. 12 марта видный священнослужитель совета Шейх Абд аль-Ваххаб Аль-Самаррай заявил, что Шариат запрещает «наживаться на нуждах и уязвимостях людей во время такого кризиса», ссылаясь на практику повышения цен при продаже масок для лица, дезинфицирующих средств и дезинфицирующих средств.

С приближением Пасхи миллионы христианских паломников не смогут посетить Храм Рождества Христова в Вифлееме, поскольку он был закрыт на неопределенный срок из-за опасений по поводу вспышки коронавируса. Римско-Католическая Церковь в Иерусалиме приказала христианам в городе молиться группами не более 15 человек и причащаться только руками, а не устно. Латинский патриарх Иерусалима Пьербаттиста Пиццабалла также велел священникам размещать мессу в социальных сетях, чтобы адепты не ходили в церковь.

Еврейские религиозные лидеры по всему региону также обсуждают эти меры. Главный раввин Израиля Ашкенази Давид Лау объявил, что верующие религиозно обязаны следовать рекомендациям Министерства здравоохранения по сдерживанию вспышки болезни. Главный раввинат страны также призвал еврейских верующих избегать посещения массовых молитв у западной стены и держаться от нее подальше.

16 марта раввин Западной Стены и святых мест Израиля Шмуэль Рабинович призвал еврейских верующих не целовать стену и принять надлежащие меры предосторожности, связанные с их гигиеной. Некоторые израильские раввины дали исключительное разрешение своим последователям участвовать в религиозных службах по радио. Аналогичная мера была предпринята еврейской общиной в Тегеране, которая решила провести в прямом эфире все Шиурим, Тальмодическую учебную сессию, обычно возглавляемую раввином.

Эти шаги, однако, не оказались универсально популярными. Два самых известных ультраортодоксальных раввина Израиля, Хаим Каниевский и Гершон Эдельштейн, приказали школам хареди и ешивам продолжать учебу в обычном режиме. Несмотря на усилия по получению правительственного признания своих учреждений, Каниевский и Эдельштейн договорились с чиновниками Министерства здравоохранения и канцелярии премьер-министра о том, что их деятельность будет освобождена от изданного 12 марта приказа о закрытии школ.

Согласно договоренности, они продолжают проводить занятия по изучению Торы в группах не более 10 человек, так как Каниевский опасается, что отмена таких занятий будет более опасна, чем коронавирус. В результате, как сообщается, десятки тысяч студентов-хареди посетили свои обычные воскресные занятия на прошлой неделе.

Кроме этого в Израиле идет подготовка к пасхальному жертвоприношению на Храмовой горе во имя всех иудеев. Такого не было на протяжении последних 2000 лет, после того, как главный иудейский храм был разрушен римлянами в 70 г. н.э. Более того, до объявления президентом США Дональдом Трампом суверенитета Израиля над Храмовой горой, иудеи вообще не имели возможности подниматься на эту священную гору. Теперь этот барьер снят, и иудеи уже посещали Храмовую гору. Совпало так, что мусульман в настоящее время там очень мало в связи с карантином. Мечети Куббат ас-Сахра и Аль-Акса пустуют в связи с карантинным режимом. Состоится иудейское жертвоприношение на Храмовой горе или нет – будут решать власти Израиля.

Воодушевленный так называемой «Сделкой века», которую инициировал и продвигает Трамп (но которая еще не признана и не вступила в силу), Иудейский Синедрион обратился к израильским властям с ходатайством, прося разрешения на совершение ритуального жертвоприношения на временном жертвеннике, который будет доставлен на Храмовую гору, а после окончания ритуала сразу же удален с нее.

Алтарь уже подготовлен и недалеко от Храмовой горы в течение уже восьми лет проводятся репетиции церемонии жертвоприношения. Иудеи и христиане придают этому событию эсхатологическое значение. Тем временем, в Израиле выявлено 6092 случая заражения коронавирусной инфекцией, вылечился 241 человек, погибло 26.

Число зараженных по всему миру приближается к одному миллиону человек, вылечившихся около 194000, погибло 47236 человек.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle