• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Огромный вклад мусульманских ученых в науку летоисчисления и ее доисламские системы

Время чтения: 6 мин
3156

Священный Коран(смысл): Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет.

Он установил для нее фазы,

чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет (10 Сура, 5 Аят)

Вклад мусульманских ученых в науку о летоисчислении

Наука исчисления времени является одной из фундаментальных дисциплин не только для астрономов и физиков, но и для человеческой культуры в целом. Та или иная цивилизация может не знать железа или колеса, но летоисчисление так или иначе велось представителями всех древних культур, не говоря уже о современной человеческой цивилизации. Таким образом, наука об исчислении времени является фундаментальной характеристикой жизни и деятельности человеческого сообщества во все времена.

Прежде чем завести разговор о вкладе мусульманских ученых-естествоиспытателей в дело совершенствования способов и систем летоисчисления, приведем немного информации из истории этой науки.

Доисламские системы летоисчисления

У древних египтян, которые унаследовали календарь от древних финикийцев, а те, в свою очередь от шумеров, год состоял из двенадцати тридцатидневных месяцев, что равнялось тремстам шестидесяти дням. В ту пору египетский год заканчивался раньше астрономического года на 5,24221 дней.  Это приводило к тому, что день весеннего равноденствия ежегодно  запаздывал на 5,24221 дня. В силу этого на протяжении 18 лет весна начиналась зимой, а лето полностью переходило в весну. Таким образом, в течение 70 лет день весеннего равноденствия проходил через все времена года.

В конце концов, египтяне приняли за основу год, состоящий из  365 дней. Это позволило исправить в определенной мере предыдущие искажения. Египетский год короче астрономического года на 0,24221 дня. Поэтому через каждые четыре года момент равноденствия отставал примерно на сутки (в четырех годах = 4 × 0,24221 = 0,96884 суток).

Если вести летосчисление по данной схеме, то по истечении 365 лет весна окажется на месте зимы, а лето — точно на месте весны.  Для возвращения времен года на свое место потребуется 1460 лет.

По этой причине египтяне принимали, что год длится 365 дней, а временной отрезок в 1460 лет был назван ими давр тамм т.е. полный оборот.

Итак, в данной египетский системе летосчисления имелось два существенных недостатка: во-первых, она полностью игнорировала остаток времени, приблизительно равный одной четвертой части суток (0.24221); во-вторых, из-за данного небрежения к, казалось бы незначительной величине, ни много ни мало - менялись местами сезоны года! Смещение сезонов, с одной стороны, звучит диссонансом на фоне естественной гармонии и порядка. С другой стороны, неизбежным абсурдом становится то, что со временем зиму придется считать летом. Возможно, это терпимо где-то в жарких краях, но в северных странах трудно вообразить себя идущим по зеленой траве, при этом утопая в сугробах снега.

В целях исправления описанных выше недостатков египетского календаря римский император Юлий Цезарь за сорок пять лет до рождества Иисуса  взялся реформировать существующий календарь. Он взял за основу данные александрийского астронома Сузиджа и принял год, который был равен 365,25 суткам. Для облегчения счета и стремясь вести его не в дробях, но в  целых величинах, Юлий повелел считать каждые три года равными 365-ти дням, а четвертый год считать длиннее на четыре четвертых доли, то есть 366 дням. Отсюда берет свое начало такое понятие как високосный год.

Этот календарь получил известность как «юлианский», или «римский календарь», и стал основой для всех календарей, наиболее распространенных в западном мире.  Полагая, что проведенная Юлием Цезарем реформа календаря привела исчисляемый год в полное соответствие с истинным годом, высшие чины римской церкви единогласно приняли римский календарь. Согласно решению комиссии, организованной высшей курией, римский календарь был принят в качестве хронологического инструмента во всем христианском мире.

Но одна только реформа Юлия Цезаря не  смогла полностью избавить существующую систему  летосчисления от ошибок. Вспомним, что египетский год был несколько короче истинного года, и это приводило к искажениям, тогда как римский год оказался несколько более продолжительным, нежели астрономический год. Иными словами, когда астрономический год заканчивался, римский год длился еще 0,00779 суток.

Погрешность 0,00779 суток, вызванная данным запаздыванием, в течение 128 лет превращалась в один полный день:

0,00779 × 128 = 0,99712 суток

Такие искажения никуда не исчезают, но с течением времени лишь накапливаются и увеличиваются. Наконец, в 1582 году от рождества Иисуса, то есть спустя 1257 лет после Великого Собора, состоявшегося  в Никее, искажения составляли уже приблизительно десять суток:

0,00779 × 1257 = 9,79212

 По этой причине день весеннего равноденствия вместо того, чтобы происходить 21 марта, имел место 11 марта.

Как стало ясно из вышеизложенного, годы Юлия Цезаря длились дольше астрономического года на 0,00779 суток. Эти доли на протяжении каждых четырехсот лет превращались в 3,112 дня. В итоге каждый четырехсотый год заканчивался приблизительно на три дня позже.

В конце XII века от Рождества, точнее 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII взялся устранить эти расхождения.

Во-первых, он вычел излишек в десять дней, накопившийся на протяжении 1257 лет, прошедших после Великого Собора в Никее в 325-м году, до 1582 года, чем привел год в его изначальное состояние. 5 октября тогда стал считаться 15-м октября. Таким образом, благодаря данной реформе день весеннего равноденствия вернулся на свое место, то есть на 21 марта.

Во-вторых, для предотвращения возникновения искажений в будущем, Папа Григорий XIII принял решение каждые четыреста лет опускать три високосных года, поскольку в юлианском календаре по истечении каждых четырехсот лет искажения составляли три полных дня.

Согласно этому календарю вместо ста високосных годов, имеющих место в каждом отрезке их 400 лет, должно быть 97 високосных года. Таким образом, каждые три раза из 25 високосных лет 25-й год должен  считаться обычным, а в 4 раз 25 високосный год должен был считаться високосным.

Таким образом, те из годов каждого века, десятичные дроби которых делятся на четыре, являются високосными, а которые не делятся — обычными.

Григорианский календарь, получивший название «Новый стиль», был принят во всем христианском мире, за исключением России и Греции.

По григорианскому календарю один год приблизительно равен 365,2425 дням.

Григорианский календарь, сколько бы он не реформировался, не смог полностью избавиться от неточностей. На то есть свои причины:

Каждые 400 лет набирается искажений на 3,112 суток. Несмотря на то, что три целых доли данного искажения были исправлены, каждые 400 лет накапливается 0,112 «неисправленных»  доли суток. За четыре тысячи лет данное искажение достигает величины 1,12 суток. А за сорок тысяч лет набирается 11,2 суток.

(продолжение следует, инша Аллаh)

Автор: Айдар Хайрутдинов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle