• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Несостоявшийся проект: Российский шариатский журнал

Время чтения: 4 мин
2949

Любовь к книге во все времена была характерной чертой татарского менталитета. И хотя народу приходилось выживать в нелегких условиях царской России, неся на себе клеймо второсортной нации, тем не менее, именно татары одними из первых наладили книгопечатение на родном языке. Общеизвестен факт взрывоподобного роста печатно-издательской деятельности татар в начале ХХ века. Лишь теоретически возможно пересчитать наименования всех изданных татарами книг. Конечно же, большей частью татары печатали религиозную литературу. В общей массе религиозной литературы большую долю занимала литература по исламскому праву.

Возможно именно интерес, проявляемый татарским населением к печатному слову, и влияние книги на народные массы в свое время сподвигнули российские власти заняться разработкой специального издания по мусульманскому праву. В 1902 г. по указу российского императора была создана специальная комиссия, которая должна была навести порядок в определенных разделах мусульманского права.

Вторым шагом российского правительства в этом направлении стал приказ императора, согласно которому в июне 1908 г в Туркестан с комплексной проверкой была направлена ревизионная комиссия под руководством сенатора графа Константина Константиновича Палена (1861-1923). Комиссия также должна была основать журнал по мусульманскому праву для туркестанских кадиев. Однако Пален не нашел в Туркестане ни одного серьезного знатока шариата. В результате вместо регулярного издания, которое туркестанские мусульмане могли бы готовить и реализовывать самостоятельно и при минимальном вмешательстве правящих структур, они получили компилятивного характера перевод различных сочинений западных и российских востоковедов, касающихся мусульманского шариата. Книга получила название «Опыт систематического изложения главнейших начал шариата, применяемых ныне в коренных областях Туркестанского края».

Татарская пресса той поры сообщала, что этот итоговый документ комиссии был зачитан перед собранием мусульман и русских специалистов в 1909 г. Чтения проходили на русском и узбекском языках в течение семи дней. Мусульманская сторона проявила крайнюю пассивность и не внесла в ходе чтений ни одного замечания, попросив разрешения выразить свое мнение позже, после обращения к древним мусульманским источникам. После внесения некоторых дополнений и исправлений данная книга вышла в свет на русском и узбекском языках под названием «Мунтахаб аль-масаиль». Она включала в себя три главы: семья, наследство и собственность и только одну статью, касающуюся уголовного права. За основу данного сборника был взят труд английского востоковеда Вильсона, написанный им для индийских мусульман.

Понятен неподдельный интерес и участие российского правительства в делах туркестанского мусульманства на фоне растущего влияния в азиатском регионе западных держав. В окраинных исламских регионах империи было бы нецелесообразно продолжать традиции духовного и физического геноцида, которые для российских властей были привычной политикой в отношении мусульман Центральной России, Поволжья и Урала. Таким образом, героическая борьба татарского народа за сохранение своей культурной и религиозной идентичности нашла свое выражение хотя бы в такой форме, сказавшись на судьбе ислама и мусульман в Туркестане. Здесь даже в советский период действовали религиозные учебные заведения и издавалась литература.

Как уже было отмечено выше, мусульмане Центральной России, Поволжья и Урала, оказались в стороне от исламских «забот» роcсийской властвующей верхушки. Однако это не значит, что положение в области мусульманского правотворчества в перечисленных регионах не требовало совершенствования. Идея о создании шариатского журнала появилась в среде российских мусульман на рубеже ХIХ-XX вв. на фоне глубоких социальных перемен в российском обществе. Идея стала следствием осознания мусульманами исламском мире стали остро осознавать проблемы, накопившиеся в области популяризации и дальнейшего развития института шариатских уложений. Поэтому вполне естественно, что российские мусульмане стали проявлять активность в области исламского законотворчества.

В 1905 г. видный общественный деятель Ахмадхади Максуди (1868-1941) уже издавал шариатский сборник «Әхкям шәргыя мәҗмугасы» (Журнал шариатских установлений) под названием «Хилал» (Полумесяц). В частности шестой номер издания был посвящен религиозным праздникам и историческим событиям Ислама. Но, по-видимому, данный сборник не отвечал требованиям времени. Именно этим объясняется поднятие вопроса об основании журнала по мусульманскому праву на одном из заседаний Оренбургского мусульманского духовного собрания в апреле 1905 г.

Проблема основания специализированного издания по мусульманскому праву заняла с этого момента прочное место на страницах российской мусульманской прессы. Общемусульманская газета «Терджиман» также обращалась к вопросу о шариатском журнале. На ее страницах, в частности, звучало предложение принять для российских мусульман турецкий шариатский журнал «Маджалла-и ахкям-и адлия» редактором которого был Ахмад Джаудат Паша (1822-1895). Газеты «Идел», «Йолдыз» и другие татарские периодические издания также обсуждали на своих страницах этот вопрос. Журнал «Шура» в эти годы из номера в номер вел отдельную рубрику, целиком посвященную этой же теме. Во всех татарских изданиях, при всех имеющихся разногласиях и расхождениях обертоном звучала мысль, что такого рода журнал совершенно необходим для нужд мусульман России. Отсюда интерес мусульманских лидеров к опыту создания руководства по шариату для туркестанских мусульман.

Продолжение следует.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle