• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Несколько слов об истории джахилиййи

Время чтения: 3 мин
1959

В истории ислама имеется несколько периодов и, обычно, историки, занимающиеся исследованием исламской цивилизации, хорошо их себе представляют. Однако часто их внимание проходит мимо того периода времени в арабской истории, который имел место до прихода ислама. Речь идет об эпохе, которая называется «эпохой невежества», что на арабском звучит как аль-джахилиййя.

Этот период времени характеризуется как время неведения о единобожии, о спасении, о вечной жизни, аде и рае и, вообще, обо всем том, что принес людям ислам. Неведние эпохи джахилиййи не предполагает, что арабы не знали об Аллахе. Напротив, Аллах был наиболее почитаемым богом. Однако в те времена арабы считали, что между Аллахом и человеком имеется множество посредников. Посредниками назначали идолов, статуи, камни и прочие рукотворные и нерукотворные объекты. Таким образом, арабы понятия не имели о строгом монотеизме, о единстве и единственности Бога, что по-арабски называется таухид.

Эпоха джахилиййи характеризуется не только отсутствием понятия о единственности Бога и прочими характеристиками, относящимися к вере и к осознанию ответственности человека перед Творцом. В эпоху неведения в обществе господствовали логические следствия, вытекающие из отсутствия веры в Бога и соответствующего ей этического кодекса, который выше назван осознанием ответственности человека перед Творцом. Поэтому в эпоху джахилиййи в обществе царили несправедливость, тирания, угнетение, бесправие слабых и всевластие сильных. Всем известна также и такая отвратительная практика, как убийство новорожденных младенцев женского пола. В обществе той поры процветало беззаконие, безнравственность и прочие пороки.

Однако здесь правильнее говорить не о том, что в эту страшную эпоху арабы понятия не имели о единобожии. Правильнее говорить, что арабское общество, их коллективное мировоззрение, вера арабов и их убеждения очень далеко отошли от понятия о единобожии, которое было привито древними пророками. Факт существования древних до исламских пророков не вызывает сомнения, поскольку он подтверждается не только в учениях предшествовавших исламу религий, но и самим досточтимым Кораном. В Коране мы можем узнать множество историй о том, как обращались к своим народам и племенам древние пророки, и что после этого им приходилось перенести, поскольку люди никак не желали признать истинность провозглашаемых пророками вестей.

Но в этом случае возникает вопрос: раз в древности учение о единобожии уже было доведено до людей, то можно ли называть джахилиййей всю историю (в данном конкретном случае) именно арабской цивилизации? Ведь если в древности люди верили в единого и единственного Бога, в Аллаха, то их никак нельзя называть людьми, жившими в состоянии неведения, т.е. джахлиййи. Ответ на этот вопрос заключается в том, что в мусульманской исторической науке существует понятие о нескольких периодах джахилиййи.

Например, согласно одним представлениям, эпоха джахилиййи началась всего лишь за сто пятьдесят лет до начала посланничества пророка Мухаммада (ﷺ). Другая точка зрения сводится к тому, что эпоха неведения началась после вознесения пророка Исы (более известного как Иисус) и продолжалась до начала посланничества пророка Мухаммада (ﷺ). Некоторые знатоки Корана обращали внимание на понятие «аль-джахилиййя-ль-уля» (перая джахилиййя), которое упоминается в коранической суре «Союзники» в айате 33. Толкователи Корана считали, что здесь речь идет о об эпохе, включающей в себя время, начавшееся с кончины пророка Адама.

продолжение следует...

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle