Наследие татарских богословов ждет своего часа
В предыдущем материале под названием «Придется выбирать» была проведена мысль, что для преодоления цивилизационного застоя, идейной разделенности и политическо-экономической слабости, в которой пребывает мусульманский мир, каждый отдельно взятый член мусульманской уммы должен будет реализовать свое право быть достойным наместником Аллаhа на земле.
При этом, речь не идет об отказе от выдающегося богословского наследия, оставленного нам лучшими умами исламской цивилизации. В этом русле весьма своевременным и востребованным шагом для российских мусульман является объявление 2015 года Годом татарских богословов.
Татарский народ породил выдающуюся плеяду ярких религиозных мыслителей. Их нельзя назвать лишь богословами. Прежде всего, татарские религиозные ученые являлись оригинальными религиозными мыслителями, которые стали таковыми по причине страданий и лишений, выпавших на долю татарского народа. Наши религиозные деятели вместе с народом сполна испытали все перипетии полных драматизма и трагизма веков выживания и сохранения религиозной идентичности во враждебном окружении и в условиях постоянных гонений и притеснений со стороны официальных властей. Возможно, именно по этой причине они и пришли к особенному видению ислама и пониманию его сути и ценностей.
Взгляд на содержание наследия татарских богословов вызывает ассоциации с клинком: конечно же, клинок важен целиком, но, тем не менее, главную задачу выполняет его режущая кромка. А режет она постольку, поскольку время от времени подвергается болезненной обработке на точильном камне. Не удивительно, что именно татарские богословы оказались исламским духовно-интеллектуальным лезвием, режущим неподатливый клубок проблем земного бытия. Шаг за шагом, мысль за мыслью они разрабатывали идеальную модель ислама, которая живо реагировала бы на реалии повседневности, в которой наиболее полное выражение нашло бы духовное содержание ислама и его гуманная сущность.
Можно с уверенностью констатировать, что выдающийся труд татарских улемов не пропал даром. Им удалось разработать и передать последующим поколениям такую модель ислама, которая отличается полным отсутствием даже намека на религиозный фанатизм и нетерпимость. Последняя особенность наследия мусульманских мыслителей Поволжья и Урала вызывает восхищение высотой и силой своего духа и морально-нравственных характеристик, поскольку ее творцам удалось преодолеть давний комплекс униженности, гнева и ненависти к тяжелой судьбе, на которую история и время, казалось бы, обрекли татарский народ. Возможно, это произошло по той причине, что религиозные лидеры татарской мусульманской уммы вняли завету Аллаhа, сказавшего: «Не браните время, ибо Я и есть время». И их, как прошедших тяжелейшее испытание и победивших свои страсти в великом внутреннем джихаде, Аллаh допустил к сокровищнице мудрости и глубокого понимания сути происходящего.
Творец с неизменным постоянством создает ситуации, которые, вынуждая людей поступать так или иначе, позволяют выявить степень их веры и преданности Ему. При каждом удобном случае мусульмане подчеркивают, что из намаз — это прямое общение с Аллаhом и, даже, вознесение верующего. Вполне возможно, что пришло время доказать, что это не пустые слова, но самая настоящая реальность. Настало время каждому мусульманину склониться в земном поклоне и молить Аллаhа о столь необходимом наставлении. И только искренность людей и их желание измениться требуются Всевышнему для того, чтобы исполнить данное Им обещание и возвысить ислам, превратив его в спасительный маяк для всего человечества. Подспорьем в этом трудном деле могут и должны стать сокровища духа, веры и знания, дошедшие до нас в трудах татарских религиозных мыслителей.
Айдар Хайрутдинов
Если статья вам понравилась, пожалуйста, сделайте ее репост в соц.сетях.