• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульманский мир и демографическая ситуация: неожиданное прозрение

Время чтения: 7 мин
2044

 

 

Часто приходится слышать и читать о том, что Ислам является самой быстро распространяющейся религией благодаря повышенной рождаемости, т.е. в силу демографического бума. Так ли это на самом деле?

По мнению специалистов, на Западе «демографическая зима» наступала медленно и растянулась на 200 лет, тогда как в мусульманском мире она более похожа на скоростные заморозки. Вполне возможно, что Иран, Турция, Алжир и Тунис повторят западный «рекорд» падения рождаемости за двадцать лет.

По большому счету, мусульманский мир находится на грани самого быстрого снижения численности населения в истории человечества. Специалист-исследователь демографической статистики в ООН Х.Злотник, на конференции в 2009 году заявила: «Это просто потрясающе, с какой скоростью падает уровень рождаемости в мусульманских странах».

Согласно открытым источникам информации, демографическую ситуацию в названных странах можно представить в виде железнодорожной катастрофы: поезда Ирана, Турции и Туниса тянут локомотивы людей, которым сейчас по 20-30 лет. Они родились в семьях, у которых было по 5-6 детей. Но «локомотив» врезался в демографическую стену: у этих молодых людей лишь по одному – два ребенка. За нынешним гигантским демографическим «пузырем» молодых арабов, чье политическое унижение и фрустрации вылились в «арабскую весну», последует гораздо меньшее по численности поколение.

Сегодня самая многочисленная возрастная группа в Иране – 20-30-летние молодые люди. Но они не воспроизводятся. Современная образованная молодая иранка родилась в семье, где у нее было шесть-семь братьев и сестер, но она сама родит только одного ребенка. Именно следствием такого положения дел и станет грядущая демографическая катастрофа.

Подумайте: сегодня на каждого пожилого иранца работают девять молодых иранцев. Но к 2050 году, когда масса тех, кому сейчас 20-30 лет, уйдет на пенсию, 60-летние иранцы превратятся в самую многочисленную возрастную группу – семь стариков на 10 работающих иранцев. Стареющее население представляет собой серьезную угрозу даже для крепких обществ с устоявшейся системой социальной защиты, каковыми являются развитые западные страны. Для обществ со слабой системой защиты или вовсе без нее старение представляет собой национальную катастрофу. Положение усугубляется еще и тем, что, к примеру, Иран производит 4400 долларов ВНП в год на душу населения, что в 10 раз меньше, чем в США. Причем большая часть ВНП формируется за счет продаж нефти и газа, запасы которых могут просто иссякнуть.

Специалисты констатируют, что бороться со спадом населения уже поздно. Мать гипотетической 25-летней иранки вышла замуж в 16-17, и к 25 годам у нее уже было пять-шесть детей. Одна из ее дочерей, - современная иранская девушка, - оттянула свое замужество до 25 лет, посвятив самый плодородный возраст образованию и работе. Сколько детей успеет родить она?
Итак, мусульманский мир втягивается в драму демографической зимы, какой она была на Западе, но с гораздо более быстрыми темпами, что чревато с самыми катастрофическими последствиями. Нужно помнить, что богатые страны Запада располагают материальными средствами для смягчения демографического удара, тогда как мусульманские страны таковых не имеют. Например, Алжир, как и Иран, производит 4 400 долларов ВНП на душу населения в год, в то время как в Пакистане дела и того хуже – 1000 долларов на душу населения в год.

Демографический коллапс угрожает расстроить не только мусульманский сегмент существующей политико-экономической парадигмы, но и всю мировую экономику, создавая крайне опасную политическую ситуацию. Невольно вспомнишь футуристические драмы о войне Юга против Севера. Так, если в масштабах планеты сохранится нынешний уровень рождаемости, то к концу текущего столетия в Западной Европе экономически активное население (15-59 лет) сократится на 2/5, в Восточной Европе и Восточной Азии на 2/3, а в США увеличится на четверть. В тех странах Европы, где наблюдается наименьший уровень рождаемости население сократится на 40-60%. Восточная Европа, и, прежде всего, Россия уже столкнулись с перспективой т.н. «спирали демографической смерти». Экономически результатом того, что большая часть населения Европы и Азии превратится в пенсионеров, станет резкое падение производства и налоговых сборов, с одновременным невиданным ростом пенсионных выплат и страховок. Демографическая зима породит фискальные руины и социальные волнения.

 

 



Но даже на этом мрачном фоне то, что происходит в мусульманском мире, выглядит воистину устрашающе. В среднем по миру рождаемость сократилась на 2,5 детей на одну женщину за последние 50 лет. В исламском мире рождаемость сократилась в 2-3 раза больше, чем во всем остальном. В Иране рождаемость сократилась на 6 детей на женщину, в Турции – пять детей на женщину, в Пакистане – больше, чем на три, в Египте и в Индонезии – на четыре. Большинство мусульманских стран не имеют эффективной системы здравоохранения и надежных фондов социальной защиты населения. Престарелые люди традиционно надеются на помощь своих детей, что оправдано, поскольку те, кому сейчас 60-70, имеют по 5-6 детей. Но в Иране, Турции, Алжире большинство пожилых людей к середине столетия будут иметь только одного работающего ребенка. И как им выживать в этом случае?

Европа уже сейчас борется с финансовыми проблемами старения населения. В ближайшие 40 лет средний возраст европейца возрастет с сорока до сорока пяти. В большинстве мусульманских стран сейчас средний возраст – около 20 лет, но к 2050 он возрастет не на пять, как в Европе , а на двадцать лет и составит 40. Мусульманские страны через полтора поколения окажутся в демографическом кризисе по европейской модели, но без европейских механизмов соцзащиты и на порядок ниже в экономическом плане. Да и доля пенсионеров в том же Иране в 2070 годы будет выше, чем в Европе. Это относится также и к большинству мусульманских стран помимо Ирана. Экономическое бремя окажется намного более тяжелым для стремительно стареющих мусульманских государств.

Падение рождаемости в мусульманском мире объясняется, прежде всего, одним фактором: грамотностью. Грамотность – это порог, отделяющий традиционное общество от современности. В тот момент, когда мусульманин учится читать, рождаемость падает ниже уровня возмещения. Согласно наблюдениям экспертов, в мусульманском мире женщины-мусульманки, получившие университетское образование, рожают не больше детей, чем их европейские сверстницы. Как только мусульманская женщина разрывает узы традиционного общества, рождаемость падает – до 1-2, максимум четырех детей в семье.

Но имеются и другие факторы: так, правительство Бангладеш активно пропагандировало контрацептивы. Соответственно, рождаемость снизилась до уровня 3 ребенка на женщину – меньше, чем можно было предсказать в стране с 38-процентным уровнем грамотности. Социолог Эрик Кауфман пишет: «Контраст между Пакистаном и более бедной Бангладеш очень силен. Лидеры Пакистана гораздо дольше противодействовали политике ограничения рождаемости, которую проводили их менее подверженные влиянию фундаменталистской идеологии бангладешские коллеги».

В Пакистане примерно такой же уровень грамотности, что и в Бангладеш, а рождаемость – около 4 детей на женщину, что совпадает с уровнем грамотности. Исключением из общего тренда являются беднейшие мусульманские страны с наименьшим уровнем грамотности: Афганистан, Мали, Нигер и Сомали.

Согласно World Values Survey еще одним фактором, влияющим на рождаемость, является религиозность населения. Чем чаще мусульманин посещает мечеть, тем больше его семья. Так, треть турецких мужчин никогда не посещала мечеть (уровень грамотности -82%) , точно также как четверть иранцев (уровень грамотности – 82%). В обеих странах рождаемость ниже уровня восполнения. Для сравнения, только 20% египтян никогда не были в мечети, и уровень рождаемости среди них гораздо выше – около 3 детей на женщину. В безграмотном Мали только 3% опрошенных не ходят в мечеть, и уровень рождаемости превышает 5,5 на женщину.

Итак, специалисты-демографы констатируют, что мусульманский мир оказался в ловушке между двумя крайностями. Некоторые наиболее значимые из мусульманских стран, такие как Пакистан, Египет, Бангладеш располагают большим количеством населения, половина которого не умеет читать. В этих странах наблюдается продолжение цикла обычаев традиционного общества, с высоким уровнем рождаемости. Но эти страны не могут прокормить свою безграмотную половину, не говоря уж о том, чтобы предоставить ей работу. Порочный круг крайней нищеты, безграмотности и угрозы голода создает постоянный очаг социальной нестабильности. На другом конце спектра – исламские страны с высоким уровнем грамотности: Иран, Турция, Алжир – и они стоят перед лицом еще более опустошительного социального провала, который принял форму дефектной семьи и недостатка детей.


По материалам открытых интернет-ресурсов и

David Goldman How Civilizations Die: (And Why Islam Is Dying Too), 2011.

Социальные комментарии Cackle