Эсхатология. Часть 3: Где находился Храм Соломона?
Начало: Эсхатология. Часть 2: Немного истории Иерусалима
Где находился Храм Соломона? Итак, за ответом на этот вопрос обратимся к историкам.
Прежде всего, нужно понять, почему для иудеев так важно построить Третий Храм. Исследователь Библии Роберт Мандельбаум (который совершенно уверен в том, что главный иудейский Храм никогда не стоял на Храмовой горе), отмечает, что, согласно иудейской вере, только возведение Третьего Храма позволит иудейскому мессии Машиаху, прихода которого ожидают все евреи, прийти в этот мир. Поэтому для иудеев так важно восстановить их главный Храм.
Обосновывая свою точку зрения, согласно которой главное святилище иудеев находилось не на Храмовой горе, а в другом месте, исследователь подчеркивает, что, согласно Библии, Бог велел Давиду поставить жертвенник (алтарь) на гумне Орны Иевусеянина (2 Царств 24:18). Давид выкупил указанный участок земли и установил на нем жертвенник.
Как известно, гумно – это ровное место, площадка для молотьбы. Поэтому гумно никак не могло находиться на том месте, которое сейчас находится под куполом мечети Купол Скалы, ведь та самая неровная угловатая скала является совершенно неподходящим для молотьбы местом ввиду своего неудобства: Р. Мандельбаум замечает, что ни один земледелец не стал бы использовать этот камень в качестве гумна.
Скала в центре мечети Купол Скалы
Известный библеист, историк, автор книг и документальных фильмов Боб Корнук также утверждает, что Храм Соломона находился вне Храмовой Горы. Но где именно? Корнук находит ответ на этот вопрос в Библии, которая дает точное описание места, на котором был возведен Храм, а именно: в Граде Давида, расположенном на узком горном хребте, проходящем к югу от Храмовой Горы, вне современных городских стен Иерусалима.
Корнуку вторит Мандельбаум: ссылаясь на библейскую книгу пророка Ниемии, исследователь говорит, что Храм был возведен вблизи, а точнее - над единственным на весь Иерусалим источником воды, который находился приблизительно в 200 метрах к югу от Храмовой горы. Этот источник известен под названием Источник Гихон. Именно у вод этого уникального с геологической точки зрения источника пророк Сулейман был объявлен царем. И там же он возвел Иерусалимский Храм, поскольку источник Гихон, имевший в ту эпоху гейзерный тип выхода подземных вод, извергал их под давлением вверх, до самого Храма, располагавшегося на вершине горы Сион – высшей точки Града Давида. Гора Сион – это холм в Иерусалиме, расположенный к югу сразу за стенами Старого города. По-другому гора Сион называлась Градом Давида.
Историк-библеист Дон Эспозито напоминает, что всего сто лет тому назад никто не знал, что гора Сион находилась в Граде Давида. Все считали, что гора Сион и Храмовая гора – это одно и то же. Осознание того, что это не так, пришло после случайного открытия т.н. Туннеля Иезекииля и связанной с этим истории. Дело в том, что в дни религиозных торжеств в Храме Соломона одновременно приносились в жертву десятки тысяч животных.
Поэтому невозможно было соблюсти обряд без притока большого количества проточной воды. Следовательно, источник должен был быть рядом с храмом. Так оно и было: вода источника Гихон поступала прямо в Храм. Если бы Храм Соломона стоял на Храмовой горе, то поступление воды туда это было бы невозможным. На Храмовой горе никогда не было никакого источника.
Добавим к этому свидетельства еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия (37-100 гг. н.э.), оставившего два важнейших исторических труда «Иудейская война» и «Иудейские древности». Первая половина его жизни пришлась на годы, когда Храм Соломона еще стоял на своем месте, т.е. Флавий видел его своими глазами. Согласно его описаниям, Северная башня Храма Соломона находилась на горе Сион в точке, находившейся на расстоянии 600 футов от западной и восточной долин, ограничивающих гору. И эта точка находится южнее Храмовой горы, т.е. приблизительно в 190-200 метрах южнее мечети Аль-Акса, стоящей на южном краю Храмовой горы.
Учитывая тот факт, что в начале нашей эры Второй Храм, возведенный на фундаменте Храма Соломона, находился южнее Храмовой горы, самое время разобраться с тем, что находилось на самой Храмовой горе. Согласно исследованиям Роберта Мандельбаума, на Храмовой горе располагался стандартный римский форт, называемый Форт Антони и рассчитанный на размещение 6000 легионеров и 4000 человек обслуживающего персонала. О том же убедительно и не оставляя места для сомнений пишет Э. Мартин в книге «Храмы, которые Иерусалим забыл»: Пространство на Храмовой горе было отведено под римский форт.
Это и показано на иллюстрации: слева (т.е. к югу) от Храмовой горы расположен Второй Храм, а справа, на самой Храмовой горе – римская крепость. Крепость была типовой, т.е. устроенной согласно стандартным чертежам для такого типа римских сооружений. В чертежах были четко прописаны размеры крепости: длина стен, общая площадь, количество и расположение казарм, конюшен и пр. построек. На всех покоренных Римом территориях строились такие типовые крепости. Площадь на вершине Храмовой горы идеально вписывается в заданные параметры, что лишь подтверждает высказанное историками мнение: на вершине горы была возведена римская крепость, а склоны горы укреплены каменной кладкой, которая в верхней части плавно переходила в стены крепости.
Реконструкция расположения римского форта и Второго Храма относительно друг друга
В этом случае возникает вопрос о том, чем является т.н. Стена плача, которая считается единственной сохранившейся частью Храма Соломона, точнее, западной стеной его основания. Роберт Мандельбаум утверждает, что Стена плача не имеет к Храму Соломона никакого отношения, поскольку эта стена является западной стеной римской крепости.
Иудея всегда была горячей точкой в истории Римской империи. Евреи не раз поднимали восстания против римлян. Поэтому если взглянуть на эту историю глазами римских императоров, то они были вынуждены держать в Иерусалиме большой гарнизон, возможно даже превосходящий стандартные по количеству воинов.
Напомню, что Второй Храм был разрушен римлянами в 70 г. н.э., уже после события, связанных с именем Исы ибн Марьям. И это разрушение произошло в ответ на иудейской восстание, о котором Иосиф Флавий писал в одной из своих книг. Однако если взглянуть на масштабную модель-реконструкцию (макет) древнего Иерусалима, которая выставлена в современном Иерусалиме для туристов, то видно, что в этой модели отсутствует площадка для размещения большого римского гарнизона.
В модели на Храмовой горе находится Иерусалимский (Второй) Храм. В модели нет никакого признака присутствия римлян, что не соответствует исторической правде. Ведь куда бы ни пришел оккупант (а римляне таковыми и были), он занимает центр города, строит там форт, или занимает уже существующую крепость и оттуда контролирует ситуацию на захваченной территории. С этой точки зрения римское укрепление на Храмовой горе выглядит логичным и понятным. Тем более, что поводов вызвать возмущение евреев из-за разрушения их культовых сооружений не возникало, ведь Второй храм находился 1) за стенами Старого города и 2) вне Храмовой горы. Таким образом, демонстрируемая туристам макет-модель искажает историческую правду и продолжает распространять недостоверные сведения об истории.
Но одно дело туристы, которым лишь бы поглазеть да поселфиться. Мало кто из них вникает в тонкости и детали давно минувших дней. Другое дело, когда искажение истории может привести к развязыванию масштабной и беспощадной войны. А в случае с попытками иудейских религиозных лидеров возвести Третий Храм на Храмовой горе, на месте мечети Купол Скалы дело может завершиться только войной.
Возникает вопрос: что важнее – возвести Храм, столь необходимый для иудеев, согласно их религиозным верованиям, причем возвести его на исконном месте, т.е. там, где находились Первый и Второй храмы, или развязать войну, пытаясь построить Храм там, где он никогда не стоял, но стоят две мечети?
Материал подготовлен на основе источника:
Айдар Хайрутдинов