Эсхатология. Часть 2: Немного истории Иерусалима
Начало: Эсхатология: разразится ли новая война на Ближнем Востоке?
Тот факт, что Храм Соломона находился в Иерусалиме, вопросов не вызывает. Но в каком именно месте Иерусалима он располагался? От решения этого вопроса зависит многое, поэтому в продолжении материала с привлечением выводов специалистов на этот вопрос будет дан исчерпывающий ответ.
Однако, прежде чем перейти к главному вопросу, остановимся на самом Иерусалиме и его истории. Иерусалим – священный город трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Иерусалим почитаем иудеями, поскольку здесь находились оба иудейских Храма, первый из которых и назывался Храмом Соломона.
По этой причине город является священным местом для иудеев. Важнейшие события в жизни Исы ибн Марьям (библейский Иисус, сын Марии) произошло в Иерусалиме. Пророк Мухаммад (мир ему) вознесся на небеса с места, на котором позже была возведена мечеть Купол Скалы. Святыни всех религий находятся на крошечном пространстве так называемого Старого города – требуется всего час времени, чтобы обойти его неторопливым туристическим шагом.
Старый город обнесен стеной, которая была возведена в 16 веке по приказу султана Османской империи Сулеймана Великолепного. За свою историю Иерусалим был дважды разрушен до основания. Его захватывали сорок четыре раза во время различных войн.
В Старый город ведут семь ворот. Вход через восьмые, так называемые Золотые ворота был заделан камнем в 1541 году по повелению все того же султана Сулеймана Великолепного, дабы воспрепятствовать проходу через них иудейского мессии-машиаха, приход которого был предсказан в древних иудейских пророчествах.
Приблизительно в 1000 году до н. э. Иерусалим был завоеван царем еврейского народа Даудом (библейский Давид). Царь Дауд построил здесь крепость, называемую «Град Давида» и провозгласил ее столицей Израильского царства. Высокий статус города был подкреплен перенесением в него величайшей святыни иудеев т.н. «Ковчега Завета».
Для хранения святыни был сооружен жертвенник (алтарь). Кстати, «Ковчег Завета» упоминается не только в Торе и Библии, но и в Коране. В Коране он называется ат-табут. В нем хранились выгравированные на каменных скрижалях повеления Аллаха, дарованные Мусе (библейский Моисей), а через него – всему еврейскому народу:
«Поистине, знамением его власти станет то, что вам принесут сундук, в котором будет успокоение от вашего Господа [Таурат] и то, что оставили [после себя] род Мусы и род Харуна. Его [сундук] принесут ангелы. Поистине, в этом – знамение для вас, если вы верующие» (сура «Корова, аят 248»).
Таким образом, при царе Давиде Иерусалим превратился в святой город, вокруг которого сконцентрировалась религиозная жизнь евреев. После правления царя Давида, которому Аллах даровал «ему власть и мудрость, научив его тому, чему пожелал» (сура «Корова», 251) трон занял его сын – великий пророк Сулейман (библейский Соломон), о котором много говорится в Коране. На месте жертвенника Сулейман, по велению Аллаха, построил знаменитый Иерусалимский Храм, вошедший в историю как Храм Соломона (а также как Первый Храм).
Колдовство, шайтаны и пророк Сулейман (мир ему)
Первый Храм был разрушен до основания в 586 году до н. э. во время завоевания Иерусалима Вавилонским царством. В истории иудеев начался периода т.н. «Вавилонского плена». С этого момента теряются и следы Ковчега Завета. Главный храм иудаизма был восстановлен, точнее – отстроен заново после того, как в 538 году до н.э. персидский царь Сайрус (Кир) Великий, покоривший Вавилон, разрешил иудеям вернуться в Иерусалим. Второй храм простоял до 70 г. н.э., когда он был разрушен римской армией возглавляемой будущим императором Титом Веспасианом. С тех пор главный храм иудаизма не восстанавливался.
Согласно историческим данным, о которых будет сказано ниже, Первый Храм, или Храм Соломона, стоял в т.н. Граде Давида, который находится за пределами Храмовой горы к югу от нее. В таком случае, где евреи могли возвести Второй храм, если не на том же месте, где стоял Храм Сулеймана?
Поскольку со дня разрушения Первого Храма до получения разрешения на возведение Второго храма прошло менее пятидесяти лет (с 586 до 538 гг. до н.э.), то к моменту начала строительства Второго Храма среди евреев было много тех, кто точно помнил, где стоял Первый Храм. И стоял он в Граде Давида, вне границ Храмовой горы. К тому же известно, что Второй Храм был возведен на основании разрушенного Первого Храма.
Тогда почему считается, что Второй Храм стоял на Храмовой горе? Почему возник сам вопрос о восстановлении главного иудейского Храма?
На этот вопрос дают компетентный ответ и вносят необходимую ясность специалисты, занимающиеся историей Священного Города. С их мнением интересно познакомиться хотя бы по той причине, что если сказанное ими будет воспринято еврейской общественностью, в особенности ее религиозными деятелями, то это поможет предотвратить назревающий большой конфликт между евреями и арабами, между иудеями и мусульманами, чреватый новой большой войной на Ближнем Востоке. О возможности, скорее даже неизбежности такого конфликта в случае начала строительства Третьего Храма на Храмовой горе было сказано в предыдущем посте.
Далее мы познакомимся с доводами историков о том, где на самом деле располагался главный Храм иудаизма.
Продолжение следует...
Айдар Хайрутдинов