Египет на внешнеполитическом перепутье
Несмотря на то, что Египту удалось наладить обширную сеть отношений с различными державами, это не помогло ему решить региональные проблемы, с которыми он сталкивается. Большинство из них до сих пор не решены или находятся в подвешенном состоянии. Региональные и международные перемены последних лет оказали свое влияние на Египет и другие страны, которые обнаружили, что дискуссии ограничили силу их традиционной внешней политики.
Что касается Египта, то внешнеполитический баланс этой страны должен обратить внимание на два важных фактора, чтобы быть менее зависим в будущем. Во-первых, это метания в американо-египетских отношениях. Вторая – это явно разобщенный Арабский мир, как с коллективной, так и с индивидуальной точки зрения.
Каждый фактор имеет множество последствий для внешней политики Египта и диктует новый набор стратегических требований, которые противоречат статус-кво, существовавшему более пяти десятилетий. При оценке первых детерминант следует иметь в виду, что Вашингтон больше не является той базой поддержки, на которую опирался Каир с момента подписания мирного соглашения с Израилем в 1979 году.
Администрация президента Джо Байдена, похоже, намерена держаться на расстоянии от Египта, даже если признает военные константы. Это означает, что между двумя странами существуют различия как во внутренней, так и во внешней политике. Несмотря на нерешительность администрации США в принятии позиции по большинству вопросов, Вашингтон не сходится с Египтом во взглядах по ряду вопросов.
Более конкретно, он не желает поддерживать Каир по самым спорным вопросам. Например, она, как представляется, придерживается взглядов, сходных с взглядами Египта на решение палестино-израильской проблемы на основе создания двух государств. Но он не подкрепил свои слова делами.
Каир также пережил тяжелое испытание в Ливии во время правления администрации Дональда Трампа. Предполагалось, что бывший президент будет самым большим сторонником Египта во время своего пребывания в должности. Египту пришлось связаться и координировать свои действия с различными силами, помимо Вашингтона. Колебания по этому вопросу продолжаются. И позиция США может измениться не в пользу Египта, если там решат ткнуть пальцем в Египет, обвинив его в подрыве урегулирования.
Та же ситуация повторилась и в кризисе с известной плотиной «Возрождение». Хотя Каир осознает силу роли США и их способность оказывать давление на Эфиопию, администрация Байдена неохотно помогает разрешить трудноразрешимый кризис, который может повлиять на Египет и его связи с другими странами. Что беспокоит Каир, так это то, что, если в противостоянии с Эфиопией он выберет жесткую силу, то может оказаться в стане сил, противостоящих Вашингтону.
Это хорошо, что официальный Каир стал понимать, что его западные партнеры, как правило, не столь надежны с точки зрения поддержки или вклада в урегулирование внешних кризисов, с которыми сталкивается Египет, в том числе с теми, которые могут оказать воздействие на само существование Египта. Большинство влиятельных европейских стран привержены тому, чтобы оставаться в орбите США. Небольшая разница, которую они сохраняют вне согласования с Вашингтоном, не принесет пользы Каиру. Это приводит к тому, что Каир поворачивается в сторону других держав, таких как Россия, Китай и, возможно, даже Турция.
Если если в Египте произойдет серьезный политический сдвиг в сторону России и Китая, то это может привести к кардинальному изменению баланса сил в регионе. Успех Каира в военной открытости для соперничающих держав с Востока и Запада, как и в контексте торговли оружием, оправдан лишь в определенной степени. На самом деле, если Египет выйдет за допустимые пределы с точки зрения видов вооружений и техники, которые она приобретает, то страна сможет оказывать более серьезное влияние на ситуацию в регионе. А это вызовет ответную реакцию со стороны так называемых «западных союзников». Это уже было проиллюстрировано предупреждениями, которые были адресованы Каиру после подписания соглашений с Москвой о приобретении новейших боевых самолетов КБ Сухого.
Итак, египетская внешняя политика выросла и уже не вмещается в рамки устаревших позиций и отживших свое союзов. Другим странам, занимающим позицию в пользу Египта, часто приходится платить высокую цену. Ни одна страна не предлагает бесплатной поддержки, поскольку все они стремятся сохранить свободу маневра в любом направлении.
Тотальная и решительная поддержка на идеологической основе в настоящее время практически отсутствует в мире. Уступки продиктованы перспективой взаимных интересов. Это то, с чем сталкивается Египет, если он хочет, например, выбрать Россию и нести последствия выхода из круга влияния США.
Москва, которая видит преимущества внешнего давления на Каир, может найти в них возможность перестроить свои отношения с Египтом, приблизив их к российскому подходу к иранской и сирийской моделям или даже к турецкой, которая добилась успеха для обеих стран.
Что касается т.н. Арабского мира, то заметно, что государства Персидского залива, которые когда-то обеспечивали одну из сетей безопасности для Каира и были одной из центральных констант в египетской политике, начали меняться, особенно Саудовская Аравия и Эмираты. Появились расхождения в управлении кризисами с Катаром и Турцией. Египет поддерживал спокойные отношения с Тегераном и его доверенными лицами в регионе. Активизация темпов сближения между государствами Персидского залива и Израилем без координации с Египтом в значительной степени способствовала нынешнему разрыву и заставила Каир пересмотреть общую систему безопасности.
Каждый шаг Израиля на поле нормализации отношений с арабскими странами будет иметь последствия для места и роли Каира в региональном балансе сил. Соответственно, Египет должен искать новые рамки, которые позволят ему компенсировать изношенность системы национальной безопасности в будущем.
Учтем также разочарование, которое Египет испытал, обманувшись в своих надеждах на то, что Саудовская Аравия и ОАЭ окажут давление на Эфиопию, чтобы она снизила порог своего упрямства в кризисе, вызванном строительством плотины «Возрождение», поскольку обе страны сделали огромные инвестиции, чтобы извлечь выгоду из развития, связанного с проектом.
Таким образом, две страны Персидского залива, казалось, легко справились с дилеммой, стоящей перед Египтом – они просто бросили его на произвол судьбы. Это побуждает Каир задуматься о большом повороте, если ситуация останется такой, как сейчас. Поэтому неудивительно, что стрелка на египетском компасе внешнеполитического мышления движется в сторону сближения с Ираком, укрепления отношений с Иорданией, укрепления связей с Суданом и изучения стран Арабского Магриба, чтобы укрепить основы внешней политики Египта.
Автор: Айдар Хайрутдинов