• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что будет с Исламом?

Время чтения: 4 мин
4449

Как известно, начиная с середины XIX в. мусульманский мир вошел в эпоху колониальной экспансии европейских держав. Массовое торговое проникновение европейцев на мусульманский Восток началось еще  в XVI в., но такой тип колониализма не привел к каким-либо серьезным   изменениям ни в  традиционном  укладе жизни,  ни  в сфере социально-политических  и экономических реалий. Дело в том, что в эпоху Великих  географических открытий (XV-XVII вв.) мусульманский мир был достаточно сильным, активным и культуросоздающим.

Это была эпоха, когда европейский мир трепетал перед могуществом мира мусульманского. Восток  мог дать большую массу  пищи, нежели скудные почвы Европы с ее неустойчивым климатом. Люди на Востоке жили лучше,  сытнее, цивилизованнее. Восточные армии были сильны и победоносны. Проблема была только в том, что на пике своего могущества мусульманский мир слишком снисходительно отнесся к появлению и укреплению на его территориях активных людей с Запада.

А между тем Запад постепенно трансформировался сам и трансформировал свою политику по отношению к Востоку. К  XIX веку европейский капитализм невероятно окреп и приобрел другие характеристики, нежели те, которые были ему присущи в эпоху первых морских торговых караванов из Европы в Азию. Отныне Европа приступила к целеустремленному колониальному порабощению Востока, разрушающему традиционный уклад  и культуру мусульманских  обществ. Поход Наполеона в Египет – яркий пример материализации агрессивного настроя Запада по отношению к  Востоку.

Серьезные перемены в общественном устройстве мусульманских стран, вызванные интригами западных агентов, ослабляли государственную власть,  вызывали политические кризисы и, как результат, приводили к частичной или полной потере самостоятельности. Последнее нашло свое выражение в крушении оплота мусульманской цивилизации — Османского халифата. 

В этом свете невозможно отрицать, что  западноевропейский колониализм  принес мусульманским  народам  бедствия  и лишения.  На рубеже XIX-XX вв.  Исмаил-бей Гаспринский  писал,  что  Европа  жестоко  угнетает Восток “делаясь   зверем   каждый    раз,   когда   дело  коснется   пенса,  сантима  или пфеннинга...”. Облик западного колониализма хорошо описан и современными специалистами. Например, отечественный историк Л.Васильев считает,  что характерной чертой колониализма в его восточном варианте было бесцеремонное вторжение корыстного и опирающегося  на силу оружия меньшинства, с целью “извлечь выгоду из рыночного обмена и заставить работать на себя местное население ...”.

Однако если учесть, что все в этом мире происходит по воле или соизволению Создателя, было бы неверно видеть только негативное в нашествии Запада на Восток. Колониальная экспансия при всех своих отрицательных сторонах, оказалась катализатором духовного возрождения мусульманских народов.  Колониализм стал «вызовом» для мусульман, поскольку заставлял их искать выход из сложившейся ситуации, подталкивал к необходимости дать адекватный ответ. Эпоха колониализма положила  конец  затянувшемуся в исламском мире средневековью, господству пассивности, консерватизма и косности.

Фактически, в этот критический период решалась судьба и будущее мусульманского мира. Творец создал условия, при которых проверялась  живучесть мусульманского общества и его способность или  неспособность адаптироваться к новым условиям, сохраняя базовые культурообразующие ценности. Всевышний подвел мусульманский мир к краю пропасти под названием культурной ассимиляции  и цивилизационного коллапса.

Под напором перемен мусульманское общество разделилось. Вовлечение населения в капиталистическое товарное хозяйство привело к образованию нетрадиционных для Востока социальных слоев: пролетариата,  служащих, интеллигенции и деятелей культуры. Эта  прослойка стала потенциальным приверженцем западного образа жизни и их сила была в том, что они формировали политику и культуру.

Другая   часть  населения,  главным  образом  крестьяне и мелкие ремесленники,  которые  составляли  абсолютное большинство,  оставались в сфере консервативных форм ведения хозяйства и быта, наблюдая, как разваливается их привычный образ жизни. Именно эти массы осознали, что Запад не несет пользу Востоку, но, при этом, они были далеки от механизмов управления и поэтому оставались в тени, не влияя на культуру и политику.

По этой причине казалось,  что элита мусульманского мира окончательно  ступив  на  западный  путь развития, поведет народные массы за собой. Однако во второй половине ХХ в. положение неожиданно изменилось. Колониальный натиск европейцев вызвал волну  яростного сопротивления народных масс. В те годы по мусульманскому миру прокатилась волна национально-освободительных революций, одно за другим возникали самостоятельные государства. Мусульмане прошли проверку на крепость своей этно-культурной идентичности.

В наши дни мы продолжаем убеждаться в том, насколько непредсказуем Восток. И вновь тайфуны революций, анархии и хаоса, охватившие мусульманский мир, вызваны вмешательством Запада. Только на этот раз не стоит вопрос о том, что будет с мусульманами. На повестке дня стоит гораздо более серьезный вопрос: что будет с исламом? Какой ислам выберут люди: человеконенавистнический, кровавый и дикий «ислам», который придумали для себя и продавливают лидеры «Исламского государства» и симпатизирующих им радикальных движений, или же - ислам, основанный на духе Корана и Сунны, который призван спасать человеческие жизни и души?

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle