Армия и безопасность на Ближнем Востоке и в Северной Африке
Хрестоматия с таким многообещающим названием увидела свет под эгидой Российского совета по международным делам (РСМД) в 2019 году.
Вначале следует сказать несколько слов о самой организации. Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам» (НП РСМД) было создано решением учредителей согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 02 февраля 2010 года № 59-рп «О создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам».
Организация задумывалась как связующее звено между государством, экспертным сообществом, бизнесом и гражданским обществом в решении таких внешнеполитических задач, как укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение международных конфликтов и кризисное регулирование. Конечной целью организации является содействие процветанию России посредством интеграции в глобальный мир.
Хрестоматия, название которой вынесено в заголовок, подготовлена авторским коллективом и составителями, являющимися действующими экспертами РСМД. Каждый автор, подготовивший ту или иную статью для хрестоматии, является научным специалистом в своем направлении.
Поэтому данная публикация представляет собой серьезный научно-аналитический труд, который, несомненно, заинтересует самый широкий круг читателей: специалистов государственных структур и организаций, имеющих отношение к подготовке и реализации решений в области международных отношений и военной сфере; представителей научного сообщества и профильных студентов-международников; журналистского сообщества и масс-медиа, а также для тех, кто интересуется современным состоянием военного строительства и структур безопасности в обширной географически и нестабильной политически области мусульманского и не только мусульманского мира, каковою является регион Ближнего Востока и Северной Африки.
Хрестоматия, которую также можно назвать тематическим сборником, включает в себя научно-аналитические статьи, в которых систематизируется информация об армиях и службах безопасности государств упомянутого региона мира. В статьях представлены структура национальных армий тех или иных государств региона, степень их материально-технической оснащенности, уровень и качество подготовки личного состава, рейтинг и перспективы армий в системе социальных институтов соответствующих государств. Также описаны ключевые органы безопасности, выполняемыеьими функции и присущие им уникальные черты. Кроме этого, представлены данные о наличии на территории государств названного региона иностранных военных баз и отдельных военных формирований.
В хрестоматии представлены материалы по следующим государствам: Алжир, Бахрейн, Республика Джибути, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Султанат Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Южный Судан, Тунис, Турция, Эритрея.
Также составители сборника не обошли вниманием так называемых «внерегиональных игроков» – США и Россию, в виду серьезного влияния, которое эти две страны оказывают на развитие ситуации в регионе.
Излишне говорить о том, по какой причине в центре внимания составителей издания оказалась тема Ближнего Востока и Северной Африки. Государства, расположенные в этом регионе мира, не только занимают центральное положение на географической и политической карте мира, но, при этом, представляют собой стабильные очаги напряженности и кровопролитных конфликтов, как внутренних, так и межгосударственных. Даже в неискушенном в политической аналитике обывательском сознании этот регион мира уже на протяжении десятилетий ассоциируется с конфликтами и войнами.
Страны ближневосточно-североафриканского региона не только находятся в поясе нестабильности, но, во многом, сами создают ее (при этом держим в уме фактор внешнего, вне-регионального негативного политического вмешательства и влияния на ситуацию в этой части мира). В любом случае, страны региона выпадают из общемировой тенденции, нацеленной на развитие регионального сотрудничества.
Представленные в сборнике страны Ближнего Востока и Северной Африки если и представляют интерес для инвесторов, то только в плане продажи им вооружений и использования их неисчерпаемых сырьевых ресурсов. В то же время сами региональные игроки если и проявляют интерес к выстраиванию многосторонних отношений хотя бы внутри региона или друг с другом, всегда наталкиваются на непреодолимые и зачастую искусственно и даже преднамеренно созданные барьеры и препятствия. Поэтому вопрос о том, когда государства Ближнего Востока и Северной Африки войдут в число если и не крупнейших, то хотя бы серьезных экономик мира остается открытым.
Динамика внутренних процессов в ближневосточно-североафриканском регионе такова, что при взгляде со стороны привычнее наблюдать столкновение интересов суверенных государств. Взять хотя бы войну арабской коалиции с повстанцами в Йемене; бойкот Катара опять-таки теми же братскими, казалось бы, арабскими странами; или проблему вокруг плотины «Возрождение». На этом фоне повсеместного противостояния и кровопролития факты межгосударственного сотрудничества ограничиваются разовыми и, как правило, двусторонними соглашениями.
Ситуация внутри самих государств региона также оставляет желать лучшего. Сирия, Ливия, Йемен, Израиль, Палестина – на виду у всех, тут и объяснять ничего не требуется. Мало где наблюдаются нормальные социально-политические процессы. Даже в спокойно, на первый взгляд, Турции в 2015 году была предпринята попытка военного переворота. Что тогда говорить о других странах региона, где смена власти неконституционным путем – это обычное дело. И не последняя роль в таких случаях играет армия и спецслужбы.
В принципе, вооруженные силы и специальные службы должны выполнять роль социальных институтов, обеспечивающих защиту национальных интересов, служить сохранению социально-политической устойчивости внутри и безопасности на границах. По большому счету армии и специальные службы государств рассматриваемого региона действительно ориентированы на сохранение государственности и территориальной целостности своих стран. Армия и службы безопасности в странах региона традиционно выступают в качестве достаточно надежной силы, которая осознает свое функциональное предназначение: укрепление и сохранение национального суверенитета.
Эта функция армии и специальных служб вступает в активную фазу всякий раз, когда государство в лице первых лиц и бюрократической массы, гражданские общественные и политические силы перестают справляться с решением задач по развитию страны. Иными словами, в рассматриваемом региона армия и специальные службы никогда не остаются бездеятельными и пассивными в кризисные моменты истории.
Армия и специальные службы ближневосточных и североафриканских стран самым активным образом участвуют в налаживании жизни, если политики перестают с этим справляться, а также предпринимают усилия для предотвращения дезинтеграции государственности. Последнее, конечно, осуществляется по мере сил, мотивированности, устойчивости, боеспособности вооруженных сил. Мы помним, что иногда они просто разбегаются, как это произошло в Ираке после вторжения США или в Ливии, после вторжения НАТО.
Если же государство устояло, например, так, как это произошло в Сирии, и, похоже, уже происходит в Йемене (с известными поправками, конечно) то одной из самых сложных задач становится либо восстановление вооруженных сил и силовых структур, либо возвращение их деятельности в рамки, установленные законом. Это занимает много времени, учитывая, что вооруженные силу и специальные службы приходится создавать с нуля (такой вариант, возможно, будет иметь место в Ливии и Йемене).
В свете сказанного, необходимым элементом анализа процессов, происходящих в рассматриваемом регионе, а также основой для прогнозирования развития ситуаций, связанных с вызовами региональной и национальной безопасности, является адекватное понимание устройства, потенциала и перспектив развития вооруженных сил и служб безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Представленные в хрестоматии материалы могут стать основой не только для дальнейших исследований, но и для выработки рекомендаций, связанных с развитием контактов и проектов сотрудничества между Россией и странами ближневосточно-североафриканского региона.
Айдар Хайрутдинов