Курдский вопрос на Ближнем Востоке Часть 3. Южный Курдистан и курдское освободительное движение
Важнейшее место в развитии курдов в Новейшее время занял Южный (Иракский) Курдистан. Этому способствовал целый ряд факторов. Во-первых, именно на территории Южного Курдистана в период Средневековья начала свое формирование курдская государственность. Во-вторых, Южный Курдистан стал территорией, где впервые зародилось курдское освободительное движение.
Южный Курдистан – это территория, обладающая феноменальными запасами нефти, а также, практически неистощимыми водными ресурсами, на территории которого производится около 60 % пшеницы и 40 % ячменя всего Ирака. Отчасти именно это способствовало началу складывания курдской буржуазии. Деятельность компании «Ирак петролеум» хотя и была направлена большей частью на удовлетворение потребностей англичан в нефти, но, тем не менее, не могла осуществляться без развитой инфраструктуры, качественных дорог и гражданского строительства. Параллельно развитие получали и традиционные для курдов ремесла, торговля и кустарная промышленность. Это способствовала формированию нового слоя курдской буржуазии, находившейся в остром противоборстве с буржуазией арабской. Более того, появление прослойки курдской интеллигенции способствовало более адекватному отражению курдских интересов в соответствии с этапом развития курдского общества. Параллельно с этим курдские вожди стали все более активно воспринимать новые методы политической борьбы, что проявилось уже в 20-х гг. XX в.
Одним из таких вождей стал Махмуд Барзанджи, влиятельнейший шейх сулейманийских курдов. Махмуд Барзанджи происходил из рода шейхов суфийского ордена кадирийя, восходящего к основателю этого ордена и оттого пользующегося особым почитанием. В 1923 г. после того, как он был провозглашен англичанами председателем совета самоуправления области, шейх объявил себя королем Курдистана. Барзанджи сформировал правительство (назначив премьером своего брата Кадера), выпустил собственные марки и денежные знаки и т. п. Однако, не доверяя англичанам и вновь образовавшемуся Иракскому королевству, он начал тайные переговоры с турками и послал письмо Ленину (через советское консульство в Урмии) с просьбой о военной поддержке. «Я, - писал шейх, могу сказать одно: весь курдский народ считает русских освободителями Востока и поэтому готов связать свою судьбу с их судьбой».
Барзанджи отказался повиноваться приставленным к нему английским комиссарам и вынудил их уехать, опубликовав в своем официозе «Курдистан» запрет на всякое общение с ними и исполнение их распоряжений. В феврале 1923 г. англичане предъявили ему ультимативное требование покинуть Сулейманию, после чего подвергли город воздушной бомбардировке. Барзанджи ушёл в горы и на протяжении пяти лет вел партизанскую борьбу, несколько раз беря налетами Сулейманию. В 1927 г., видя безнадежность дальнейшего сопротивления, он сдался.
Новое восстание в Ираке вспыхнуло в 1930 г. в связи с подписанием (30 июня) англо-иракского договора, определявшего условия досрочного предоставления Ираку независимости. Договор носил откровенно кабальный характер. Контроль над Ираком переходил Лиге Наций. Но курдов особенно возмущало то, что в нём не содержалось даже упоминания о их национальных правах.
Толчком к восстанию послужил так называемый «черный день» 6 сентября — расстрел полицией массовой демонстрации протеста в Сулеймании. Барзанджи возглавил повстанцев и на протяжении всей осени и начала зимы вел сражения с правительственными войсками. В начале 1931 года Барзанджи, не видя перспектив продолжения борьбы, вновь сдался, получив от англичан гарантии личной безопасности, и был на английском самолете отправлен в ссылку на юг Ирака. Там он пробыл до весны 1941 г, когда к власти пришел пронацистский лидер Рашид Али Гайлани.
По предложению англичан, обещавших курдам в случае восстания против Гайлани немедленное признание их независимости, Барзани бежал из ссылки в Сулейманию и пытался поднять восстание, но на этот раз у него ничего не выходит из-за отказа от сотрудничества с ним местных вождей.
30 – е гг. были также отмечены деятельностью представителя другой известной в Курдистане семьи Барзани – Мустафы Барзани.
Барзани родился 14 марта 1903 года в поселке Барзан, в семье лидера одноимённого племени, шейха Мухаммеда.
Барзани получил традиционное религиозное образование в медресе в Барзане и Сулеймании, где считался лучшим учеником. Большое влияние на личность Барзани, безусловно, оказало событии детства, когда его семья была арестована турками и маленький Мустафа вместе со своей матерью оказался в тюрьме. «Я открыл глаза, чтобы увидеть себя пленником» — говорил он.
В боевых действиях Барзани принимал участие, начиная с 1919 года, то есть с 16-летнего возраста, когда он был послан братом во главе отряда против англичан для поддержки Махмуда Барзанджи. Вскоре он участвовал в экспедиции, имевшей целью спасение нескольких армянских семейств от турецкой резни.
В 1943 году Барзани с помощью националистической организации «Хива» («Надежда») бежал из Сулеймании в Иран, собрал там отряд, вторгся в Барзан и поднял новое восстание, разоружив все полицейские посты в области. Под давлением англичан иракское правительство заключило с ним перемирие, пообещав автономию для Барзана.
В августе 1945 года боевые действия были возобновлены, и Барзани, после первых успехов, был вынужден покинуть Барзан. Вместе со всем племенем (10 тыс. человек, из них 2 тыс. вооружённых мужчин) Барзани ушёл в советскую зону оккупации в Иране, где вскоре была провозглашена Мехабадская Республика. Барзани был назначен главнокомандующим её силами и получил звание генерала.
Неудавшееся восстание сыграло, тем не менее, огромную роль. С одной стороны, оно способствовало росту национального самосознания курдов, а с другой стороны, лозунги участников восстания о необходимости борьбы с английским колониальным господством нашли отклик среди иракцев всех национальностей.
Продолжение следует.
Курдский вопрос на Ближнем Востоке. Часть 2.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Специально для Islam-today.ru