Зайнаб - вторая жена Пророка Мухаммада (мир ему)
Зайнаб бинт Джахш (радыяллаху ‘анха) – вторая жена Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) с именем Зайнаб… Одна из первых женщин, принявших Ислам… Дочь тети Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)…
Отличалась своей любовью к поклонению и щедростью… Богобоязненная женщина, именуемая всеми матерью бедняков и обездоленных… Великодушная женщина, зарабатывающая на жизнь шитьем и рукоделием и тратившая заработанное на нужды бедняков… Счастливица, ставшая женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по велению Всевышнего Аллаха… Первая из жен его, которая присоединилась к нему после его смерти…
Она родилась в Мекке за двадцать лет до начала пророческой миссии. Была из числа первых, принявших Ислам. Ее настоящее имя Барра. Но Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) изменил его на «Зайнаб». Отцом ее был Бурра из племени Бани Асад, а матерью – родная тетя Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) Умаййя бин Абдульмутталиб. Зайнаб была сестрой Абдуллаха бин Джахша (радыяллаху ‘анхума).
Она была в числе первых, кто переселился из Мекки в Медину. Первой из мухаджиров. Она была не замужем, поэтому Гордость вселенной (салляллаху алейхи ва саллям) решил выдать ее замуж за своего приемного сына Зайда ибн Хариса (радыяллаху ‘анху). Таким образом, он хотел искоренить один из унизительных обычаев времен джахилии – презренное отношение к рабам, утвердив равенство всех перед Аллахом. Поэтому он сам отправился к Зайнаб в качестве свата.
Но Зайнаб и ее родственником не понравилось это. Традиционно свободная женщина не могла выйти замуж за вольноотпущенного раба. Это предложение было для них непостижимым. Свое отношение к этому Зайнаб выразила так: «О Посланник Аллаха! Ведь я дочь твоей родной тети. И я не согласна выйти за него. Ведь я из Курайшитов». Именно тогда снизошел 36 аят суры аль-Ахзаб:
«Для верующего мужчины или женщины нет выбора в каком-либо деле, если Аллах и Его Посланник приняли решение. А тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, – в явном заблуждении».
Тогда Зайнаб бинт Джахш (радыяллаху ‘анха) еще раз спросила Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «О Расулюллах, неужели ты действительно желаешь, чтобы я вышла замуж за Зайда?» Он ответил: «Да!». Она ответила: «Тогда я не стану перечить Посланнику Аллаха» и согласилась выйти замуж за Зайда (радыяллаху ‘анху).
Но этот брак не стал счастливым. Между ними так и не возникло чувство любви и взаимопонимания. Их совместная жизнь не принесла им никакого счастья. Они не сумели создать уюта и счастья в своем доме. Они стали часто ссорится. Поняв, что долго их брак не просуществует, Зайд ибн Харис (радыяллаху ‘анху) решил рассказать обо всем Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям):
«О Расулюллах! Я хочу развестись со своей женой». Эти слова огорчили Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям). Ему было жаль, что семья, причиной возникновения которой он стал сам, распадается. Он попробовал отговорить Зайда, сказав ему: «Оставь ее своей женой, не разводись, и бойся Аллаха!..»
Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям) прилагал все усилия, чтобы эта семья не распадалась. Но между супругами не возникала привязанность, сердца их были холодны друг к другу. Терпеть такие отношения становилось все труднее. Несмотря на усилия Зайда (радыяллаху ‘анху) сохранить семью, это не дало результатов. Когда положение обоих стало невыносимым, Зайд был вынужден расторгнуть брак и отпустить Зайнаб (радыяллаху ‘анхума). Вместе они прожили почти год.
Это очень расстроило Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Он был очень не доволен, что эта семья распалась. Ведь он хотел изжить несправедливые обычаи и традиции, установившиеся в обществе, используя все возможные средства и пути. Но из-за того, что все закончилось именно так, он не мог теперь уже оставить без должного внимания положения Зайнаб (радыяллаху ‘анха). Как же это осуществить? Ведь обычаи, утвердившиеся в обществе во времена джахилии, обволакивали сознание людей, подобно черным тучам. И тогда никто не мог себе и представить, как можно жениться на бывшей жене своего приемного сына. Однако Самому Всевышнему Аллаху было угодно, чтобы этим ложным представлениям в обществе был положен конец, и от Него снизошли откровения. 4 и 5 аяты суры «аль-Ахзаб» внесли полную ясность в этот вопрос:
«Никому Аллах не даровал двух сердец в теле, не сделал вашими матерями тех ваших жен, с которыми вы разводитесь согласно обряду, и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] – это ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает [только] истину, и Он наставляет на прямой путь. Зовите их (т. е. приемных детей) по [именам] их [кровных] отцов, это более справедливо пред Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они [все же] – ваши братья по вере и ваши близкие. Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку. Если же вы намеренно [лишаете приемного сына имени его кровного отца], то вы совершаете грех. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный».
Когда снизошли эти аяты, все вольноотпущенные рабы и приемные дети стали называться именами своих настоящих родителей. Те же, чьи отцы были неизвестны, стали друзьями своих бывших хозяев и их братьями по вере. После этого снизошли 37-40 аяты суры «аль-Ахзаб», которые подтверждали, что это и есть единственно верное решение проблемы:
«[Вспомни, Мухаммад,] как ты сказал тому, кого облагодетельствовали Аллах и ты: «Удержи свою жену при себе и страшись Аллаха». Ты таил в своей душе то, чего не скрывал Аллах, и ты боялся людей, в то время как следует более страшиться Аллаха. Когда же Зайд удовлетворил с ней свое желание [и развелся], Мы женили тебя на ней, чтобы верующим было дозволено жениться на [разведенных] женах своих приемных сыновей, после того как те удовлетворят с ними свои желания. Веление Аллаха претворяется неукоснительно»
«Не в ответе Пророк за то, что установил Аллах для него согласно предписанию Аллаха для прежних [пророков]. Веление Аллаха предопределено [к исполнению]»
«для тех, которые сообщают послания Аллаха и страшатся Его и не страшатся никого, кроме Аллаха. Только Аллах предъявляет счет [за содеянное]»
«Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков. Аллах ведает о всем сущем»
«И на пророке нет греха в том, что приказал ему Аллах. Таковы были установления Аллаха для пророков и прежде – не запрещать им делать то, что Он разрешает. Поистине, веление Аллаха было предопределено»
«Для тех, которые передают людям ниспосланные Аллахом Послания, боятся Его и не боятся никого, кроме Аллаха. Достаточно Аллаха для предъявления счета за деяния!»
«И Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, чтобы ему запрещалось жениться на его разведенной жене. Он только посланник Аллаха и печать пророков. Он должен выполнить повеление Аллаха, как Он ему заповедал, не страшась никого. Поистине, Аллах знает о всякой вещи!»
Когда Айша (радыяллаху ‘анха) услышала эти аяты, сказала: «Поистине, Зайнаб оказана великая честь, и она станет женой Посланника Аллаха и в раю. Теперь она может гордиться этим перед всеми нами».
Эта женитьба, которая произошла по велению Всевышнего Аллаха, способствовала искоренению в обществе ошибочных обычаев и традиций. Искоренить же то, что глубоко пустило корни в сознании людей, было возможно лишь с неопровержимыми доказательствами и очевидными для всех примерами. Целью этой женитьбы Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) было именно это.
В момент ниспослания 37 аята суры «аль-Ахзаб» Айша (радыяллаху ‘анха) была рядом с Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Поэтому именно она отправилась с предложением Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) к Зайнаб (радыяллаху ‘анха), когда у той истек необходимый после развода срок. Но Зайнаб (радыяллаху ‘анха) не спешила с ответом, сказав, что ей нужно совершить намаз-истихара, чтобы испросить наставление Аллаха. Совершив два рак’ата намаза, она произнесла ду’а: «О Господь мой! Если я достойна его, выдай меня за него». Позже снизошли вышеупомянутые аяты, в которых Господь наш объявил, что женит Посланника Своего (салляллаху алейхи ва саллям) на Зайнаб (радыяллаху ‘анха). Узнав об этом, Зайнаб от радости сняла с себя все драгоценности и отдала их своей служанке Саляме, которая принесла эту радостную весть, а сама совершила в знак благодарности Всевышнему Аллаху земной поклон.
Свадьба посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) с Зайнаб бинт Джахш состоялась в пятом году хиджры. Тогда ей было 35 лет. По этому поводу был устроен грандиозный пир.
В этот день мать Анаса бин Малика Умму Сулейм (радыйаллаху ‘анхума) приготовила особое блюдо из мединских фиников, перемешанных с маслом. Это блюдо, которое называлось «хайс», Анас (радыяллаху ‘анху) сам понес Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Но угощения было так немного, что его от силы хватило бы на двоих. Но если будет угодно Аллаху, то хватит и на целое войско.
В тот день Анас увидел то, чего никогда до этого не видел. Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Позови сюда Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и Али». Не веря своим ушам, Анас пошел, чтобы сделать то, что ему было велено.
Но Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Веди сюда всех, кого найдешь в мечети и встретишь по дороге!» Анас был поражен. С мыслью о том, может ли хватить этой еды на всех, он вышел на улицу. И стал приглашать на празднество каждого, кого встречал на своем пути. И вот люди группами потянулись к дому Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).
Когда все собрались, Любимец Обладателя Величия (салляллаху алейхи ва саллям) поставил на стол блюдо с едой. Совершил ду’а, чтобы Аллах благословил эту пищу, и сказал: «Садитесь к столу по десять и угощайтесь тем, что перед вами». Каждый, кто тогда садился за стол, наелся вдоволь.
Анас (радыяллаху ‘анху) рассказывал потом: «Чем больше гости ели, тем, казалось, еды становится больше, как-будто кто-то добавляет ее снизу. Каждый из приглашенных наелся вдоволь, но я видел, что еды оставалось ровно столько, сколько я принес». Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «О Анас! Убери блюдо со стола».
Тогда я убрал блюдо со стола, оставив его у них дома, а сам вернулся к матери. Я рассказал ей все, что видел. Она сказала мне: «Не удивляйся. Ведь если бы Всевышний Аллах пожелал, чтобы этим блюдом насытились все мединцы, то все бы поели и насытились». Это было одним из муджиза (чудес) Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)».
Какая вера!.. Какая любовь!.. Какая привязанность!.. Какое служение!.. Какая покорность!.. О, Всевышний Аллах, даруй каждому из нас такой же веры, любви, привязанности, служения и покорности!.. Аминь.
Свадьба Зайнаб (радыйяллаху ‘анху) также стала причиной ниспослания аятов о необходимости занавесей в доме. Когда приглашенные на пир гости ушли, остались трое, которые предавались разговорам. Дожидаясь, пока они уйдут, Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям) начал ходить по комнате. Но они не понимали, что означает его ходьба. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пошел обходить комнаты своих жен, рассчитывая по возвращении не увидеть никого из гостей. Именно после этого неприятного инцидента был ниспослан 53 аят суры «аль-Ахзаб», в котором говорилось:
«О вы, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, [не входите] с тем, чтобы дожидаться ее. Однако когда вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры. Такое [поведение] может удручать Пророка, а он стесняется [сказать об этом вам], но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у жен Пророка какую-либо утварь, то просите ее через завесу. Это безгрешнее для ваших и их сердец. Вам не подобает ни огорчать Посланника Аллаха, ни жениться когда бы то ни было на его вдовах после его смерти, ибо это – великий грех пред Аллахом».
После этого случая в доме Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) были повешены занавеси, которые скрывали от посторонних глаз его жен, матерей всех правоверных. Этот пример способствовал формированию отношения к женщине в Исламе в соответствие с ее истинной ценностью. Он показал всем, что сохранить человеческое достоинство и честь можно только путем такой требовательности в поведении. Их образ жизни являлся образцом благочестия и благородства. В красоте Ислама глаза и души находили радость и отдохновение. Человечество обрело свое счастье только благодаря этим принципам Ислама. Только они выявили истинную ценность человека. Человек стал человеком.
Зайнаб бинт Джахш (радыяллаху ‘анха) постоянно пребывала в поклонении. Она совершала много дополнительных намазов и много постилась. Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заметил в мечети какую-то веревку. Он спросил: «Что это?» Благородные сахабы ответили: «Это принадлежит матушке Зайнаб», объяснив, что она держится за веревку, когда устает стоять в намазе на ногах. Это очень не понравилось Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и он сказал:
«Не следует так утруждать себя, совершая поклонения. Отвяжите эту веревку. И совершайте намаз лишь тогда, когда вы бодры, и у вас есть на это силы».
Она хранила верность. Соблюдала право каждого. Не отступала от правды. Однажды лицемеры оклеветали Айшу (радыяллаху ‘анха). Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) спрашивал об этом мнение ‘Умара, ‘Усмана и Али (радыяллаху ‘анхум). Спросил он и мнение Зайнаб (радыяллаху ‘анха). Она дала ответ, который стал назиданием для всего человечества:
«О Посланник Аллаха, я оберегаю взор свой и слух от всего, чего не видела и не слышала из первых уст. И, клянусь Аллахом, об Айше я не могу сказать ничего, кроме хорошего».
Этот ответ оставил довольными и Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и саму Айшу (радыяллаху ‘анха).
Одним из других превосходных качеств Зайнаб бинт Джахш (радыяллаху ‘анха) была ее щедрость. Она не придавала никакого значения земным благам. Сама зарабатывала себе на жизнь. Занималась шитьем и рукоделием. Обрабатывала кожу, шила из нее одежду и предметы обихода и продавала их. Вырученные деньги она раздавала беднякам и обездоленным на пути Аллаха. На протяжении всей своей жизни она занималась благотворительностью. Благотворительность доставляла ей великое счастье. О ее щедрости Айша (радыяллаху ‘анха) говорила:
«Я в своей жизни не видела более благой, богобоязненной, правдивой, соблюдающей права близких и жертвующей бедным только ради довольства Всевышнего Аллаха женщины, чем Зайнаб».
Вот другой пример, говорящий о ее великодушии:
«Во время своего правления ‘Умар (радыяллаху ‘анху) назначил каждому из сахабов ежемесячное денежное пособие. Пособие было выплачено и Зайнаб (радыяллаху ‘анха). Получив большую сумму денег, она очень удивилась и сказала: «Да простит Аллах ‘Умара. Здесь деньги, полагающиеся всем нам?» Ей ответили: «Нет! Это все твое». Она сказала:
«Субханаллах! – и, прикрыв лицо покрывалом, велела своей служанке, – Достань своей рукой оттуда горсть денег и отнеси их тем-то и тем-то. Возьми еще и отнеси тем-то и тем-то», раздав таким образом все близким или одиноким людям. Вскоре в мешке ничего не осталось. Тогда служанка заметила: «О матушка, да смилуется над вами Аллах! Ведь там была и наша доля». Тогда Зайнаб (радыяллаху ‘анха) дала ей и те деньги, что были у нее, велев раздать и их.
Когда благородный ‘Умар узнал о поступке Зайнаб бинт Джахш (радыяллаху ‘анхума), принес ей еще тысячу дирхемов. Встав у ее дверей, он поздоровался и сказал: «Я узнал, что ты раздала все, что я посылал тебе. Оставь хотя бы это себе».
Но и эти деньги Зайнаб (радыяллаху ‘анха) раздала бедным и неимущим. А потом, воздев руки к небу, совершила ду’а:
«О Аллах, сделай так, чтобы благодеяние ‘Умара не касалось меня. Ибо мирское есть испытание».
Довольствование тем, что имеешь, и щедрость являлись великими сокровищами во все времена. Обрадовать бедняка и неимущего означало обрести счастье в обоих мирах. Поэтому для Зайнаб (радыяллаху ‘анха) самым большим наслаждением было жертвование мирским ради Аллаха.
Да, она обладала всеми этими непревзойденными качества. Она стала первой из жен Гордости вселенной (салляллаху алейхи ва саллям), присоединившейся к нему после его смерти. Поэтому даже после ее ухода о ней вспоминали как об «обладательнице самых длинных рук, раньше других воссоединившейся с ним». «Длинные руки» означали щедрость.
Ду’а, с которой Зайнаб бинт Джахш (радыйаллаху ‘анха) обратилась к Аллаху, будучи сказанной от чистого сердца, была принята. И больше никогда, до самой своей смерти в 20 году хиджры в возрасте 53 лет она не получала от ‘Умара (радыяллаху ‘анху) пособий. Джаназа-намаз для нее совершал ‘Умар (радыяллаху ‘анху), а похоронили ее на кладбище Джаннат аль-Баки. Пусть же Всевышний Аллах удостоит нас ее заступничества. Аминь.
Мустафа Эриш