Нужно ли в исламе согласие девушки при вступлении в брак?
Фото: dentorson / shutterstock.com.
Одна молодая девушка пришла в дом Посланника Аллаха ﷺ, чтобы рассказать ему о своей проблеме. Праведная Айша встретила ее в доме, после чего эта девушка сказала ей следующее: «Отец против моей воли выдал меня замуж..., чтобы заслужить уважение».
Праведная Айша сказала: «Посиди до прихода Посланника Аллаха ﷺ».
По приходу Посланника Аллаха ﷺ праведная Айша рассказала ему ситуацию этой девушки. На это Пророк ﷺ отправил весть ее отцу с требованием, чтобы тот пришел к нему. Пророк ﷺ хотел проанализировать данную ситуацию и предоставить этой девушке право выбора, если она была выдана замуж против своей воли.
На это девушка сказала следующее: «О, Посланник Аллаха! (На самом деле) я одобрила действие моего отца. Я только хотела узнать, имеет ли женщина право выбора (в вопросе никаха)» (Насаи).
Муж и жена: трогательная история любви
Таким образом, он стал свидетелем того, что брак возможен только при согласии и что мнение молодых девушек было сунной Пророка ﷺ, он облегчил свое сердце и оставил жизненно важное послание следующим поколениям.
Пророк ﷺ, желавший сформировать модель образцовой семьи, придавал значение женщинам, которые не имели прав в структуре общества того времени. Он указывал на необходимость того, чтобы люди обращались за его мнением в вопросе никаха, являющегося самым важным решением в жизни.
Таким образом, он говорил о необходимости получения одобрения женщины для совершения никаха и сказал следующее: «Запрещается совершать никах со вдовой без ее одобрения и с девственницей без ее согласия».
Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Как девственница может выразить свое согласие?» Он ответил: «Своим молчанием»? (Бухари).
Фото: Rabizo Anatolii / shutterstock.com.
Посланник Аллаха ﷺ, придававший значение мнению женщин в вопросе никаха, следующими словами подчеркивал то, что необходимо советоваться с их опекунами (отец, дедушка или брат) в таких важных вопросах, как никах: «Нельзя совершать никах без одобрения опекуна» (Тирмизи).
«Если женщина совершит никах без одобрения своих опекунов, то он считается недействительным. Если мужчина совершил близость с ней, то должен выплатить ей махр. Если (опекуны) не пришли к взаимопониманию, то ответственный орган является опекуном для тех, у кого его нет» (Абу Дауд). Эти хадисы стали мерами против тайных браков, которые совершались без одобрения старейшин семьи, компетентных органов или опекунов.
Посланник Аллаха ﷺ давал подобные советы, беспокоясь о том, что бракосочетание без одобрения родителей, которые на протяжении многих лет с заботой и нежностью воспитывали своих детей, может стать причиной различных злоупотреблений.
Два вида развода, которые отменил ислам
Если рассмотреть все хадисы Посланника Аллаха ﷺ относительно данной темы, то можно увидеть, что он не одобрял замужество девушек без их согласия, а также самостоятельное замужество девушек без одобрения своих опекунов.
Для предотвращения возможных злоупотреблений Пророк ﷺ сообщил о том, что опекун, дающий свое одобрение, должен быть совершеннолетним, т.е. иметь способность правильно принимать решения (Байхаки). Решение опекунов, не имеющих на это прав, считается недействительным (Байхаки).
В ситуациях, когда опекуны являются недостаточно компетентными в данном вопросе или же используют свою компетентность в плохих целях, компетентная власть может вмешаться в ситуацию и использовать свои полномочия.
Если оценивать вопрос опекунства женщины не как власть над ней и присвоение ее прав, а как помощь, указание пути и разделение ответственности, то можно увидеть, что все это было направлено на защиту прав женщины и ее будущих детей.
Фото: John Wreford / shutterstock.com.
Особенно во времена Пророка ﷺ подобное разделение ответственности, которое применялось с целью защиты прав женщины, являлось мерой для предотвращения возможных случаев несправедливости. В противном случае это привело бы к пренебрежению правами одиноких и беззащитных женщин.
Главная причина, по которой вопросы опекунства и одобрения имели такое важное значение, заключалась в формировании замужества на устойчивой основе с предварительным изучением необходимых аспектов, предотвращением невосполнимых ошибок и обеспечением сближения семей обеих сторон.
Из книги «Брачный союз в свете хадисов»