• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как достойно провести процедуру развода?

Время чтения: 4 мин
5440

Вопрос: Подобно тому как во время никаха испрашивается согласие на вступление в брак одной и другой стороны, так и при объявлении талака необходимо знать согласны ли бывшие супруги развестись. Можно ли привести примеры из повседневной жизни? К примеру, супруг не указывает серьезную причину для развода с женой. Он настаивает, что между ними нет искренности и любви. А супруга в то же время заявляет, что ее не в чем упрекнуть, мол она чиста перед мужем, а потому совершенно не согласна с его решением. Глава семьи не обращает внимания на все увещевания и заявляет, что делайте со мной что хотите, но на этом меджлисе перед лицом  всех его участников объявляю талак. В данном случае может ли кадий, принимая во внимание несогласие супруги развестись, дезавуировать талак?

Следует заметить подобные случаи довольно часто встречаются в повседневной жизни. К слову, когда жена не испытывает нежных чувств любви к своему супругу, она может прибегнуть к хульгу, то есть поспособствовать чтобы супруг объявил талак, за определенную сумму. Однако когда муж к своей половине “не горит” любовью, ему остается лишь довольствоваться ‘ыйддат нафака (обеспечение материального благополучия разведенной в продолжении трех месяцев после расставания). Сплошь и рядом наблюдаются случаи, когда мужья оставляют без нафака (материального обеспечения) отвергнутых жен, заставляют их страдать и чинить им всяческие препятствия по вышеуказанной причине, ссылаясь что, дескать, нет взаимной любви. Нельзя ли более подробно остановиться на проблеме, каким образом предотвратить унижения и издевательства над женщинами?

Ответ: Риваятов, касающихся данной тематики в исследованиях обнаружить нам не удалось. Кстати, подобный путь по искоренению унижения и издевательств по отношению к женщинам может привести к противоположным результатам и наоборот откроет более изощренные способы и методы для злодеяний. Как показывает практика, когда супруга лишается права подать на развод, а муж не объявляет талак, то налицо принуждение ее к хульгу. И число таких фактов возрастает с каждым разом. Нетрудно предположить, стоит обозначить некоторые пути и способы преодоления возникающих противоречий, как они будут взяты на вооружение и будут применяться сильным полом в свою пользу. Потому как некоторые недобросовестные лица ради того, чтобы не возвращать махр или не выплачивать нафака ужесточают свои отношения с супругами, принуждая их к хульгу. Они преследуют свои корыстные цели, разводясь, как можно больше обобрать бедных жен. Таково положение вещей в настоящее время.

На сегодня остается лишь уповать на то, чтобы имамы во время проповедей в мечетях не уставали бы повторять: «Будьте добросердечны по отношению к своим женам!» или «Бойтесь Аллаха Та’аля и его гнева, который встает в защиту женщин!» Духовные лидеры обязаны разъяснять подробно благородные хадисы на эту тему, рассказывать о том, что талак является самым противным деянием из разрешенных Всевышним, что недопустимо объявлять его по незначительным поводам. Необходимо объяснять слушателям  всю глубину смысла, заключенного в  хадисе: «Самый достойный из вас тот, кто добросердечен по отношению к своей жене». Призывать быть милосерднее к своей супруге. Быть ей преданным мужем на протяжении всей жизни и относиться к ней с мягкостью и благородством. Памятуя о том, что каждый из нас не лишен недостатков, а потому снисходительно относиться к недостаткам, имеющимся в ваших женах, а потому быть искренними во взаимоотношениях с ними. Пусть мужья помнят и о своих недостатках. И даже тогда, когда не испытывают величайшей любви к своим суженым, пусть проходят по жизни достойным образом с той, которая встретилась ему на его жизненном пути. Надо учить людей стремиться находить любовь в обыденном.

Именно подобным образом наставляя и направляя людей можно достичь желаемого. Иного пути пока не предвидится.

Рассказывают как хазрати Али (радыйАллаху анху) однажды провозгласил с минбара (возможно иного способа воздействовать не представилось) по поводу хазрати Хасана, обращаясь к прихожанам: «Джама’ат, не выдавайте своих дочерей за Хасана, так как он миксар (то есть тот, кто объявлял много раз талак)».

О тех, кто, объявляя часто талак, и вновь вступая никах и тем самым вконец запутался в своих отношениях хазрати Валиулла ад-Дахляви писал в своей книге «аль-Худжа»: «Да будет тебе известно, что многочисленные разводы и легкое отношение к ним таят в себе серьезную опасность погрязнуть в разврате, потому как простые смертные превращаются в рабов своей похоти, напрочь забывая при этом о своем доме и хозяйстве, оказании помощи ближнему, они впадают в тягчайший грех прелюбодеяния. Их единственной целью является наслаждение плотской любовью, стремление овладеть наибольшим числом красивых женщин, потому то они не брезгуют увеличить количество как талака так и накахов. Между ними и прелюбодеями по сути нет большой разницы, ведь они идут в поводу своего нафса. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал об этих людях: «Аллах Та’аля проклял как мужчин так и женщин, которые видят свое предназначение только в любовных утехах».

Подобные ошибки и изъяны, отклонения от норм во многом проистекают и связаны с ущербностью и упущениями в воспитании. Вполне очевидно, что выправить положение в лучшую сторону даже методами принуждения и насилия в течение жизни одного поколения является утопией. Само насилие по своей сути противоречит духу Ислама. Остается лишь лелеять надежду на то, что в будущем нашему юному поколению (и девушкам и юношам) будет дано великолепное воспитание и образование, а потому среди нашего народа не будут иметь места такие негативные вещи, которые описаны выше.

Журнал "Ад-Дин вал-Адаб",  № 16, 1913 год 

Социальные комментарии Cackle