Исламская линия доверия: "Муж запрещает снимать хиджаб, а я из-за этого не могу устроиться на работу..."
Вопрос:
Ассаламу Алейкум! Благодарю создателей сайта,что есть такая возможность получить ответ на интересующий вопрос с точки зрения религии. Летом этого года я вышла замуж. Месяц назад я переехала в другой город к мужу, где он работает. И уже почти месяц нахожусь в поисках работы. Найти работу нелегко, учитывая то, что это совершенно новый город и у меня, кроме мужа, никого тут нет, но трудности заключаются еще в том, что потенциальные работодатели прямым текстом мне говорят, что не хотят меня брать на работу из-за хиджаба.
Я родилась и выросла за пределами родной республики, до замужества хиджаб я не носила, не скажу, что я этого хотела, я просто смирилась, муж об этом попросил. После ряда пройденных собеседований по поводу работы я получила немало отказов, домой вернулась разбитая, что с высшим и образованием и опытом работы я не могу устроиться только потому, что ношу хиджаб. Решила поговорить с мужем на эту тему, что может мне просто носить платок и закрытую одежду, так как в данном случае обстоятельства сильнее нас, и мне очень нужна работа. Он ответил отказом, сказал, что если я его сниму, то вообще больше из дома не выйду. Он меня совсем не понимает и не хочет понять. Я ведь не ради себя одной стараюсь. Я хотела заработать ради нас.
Просто у меня такое чувство, что после замужества я потеряла себя. Я полностью изменила свою жизнь ради него. Отказалась от мечты. Он меня полностью контролирует. Даже если я иду в магазин. Когда ухожу и прихожу я должна сообщать. Хотела просто для себя научиться играть на флейте или гитаре, он не разрешил, сказал грех. Что же в этом греховного? Я ведь не собираюсь на этом зарабатывать деньги, просто хочу поиграть в комнате. Я одна совершенно и не пою, никто не слышит моего голоса. Мне он почти все запрещает, но сам посещает бассейн, где занимаются русские девушки в соответствующей одежде, и он их видит в таком виде. Почему то это не является для него грехом.
Я просто не знаю, что мне делать. Все местные жители меня сторонятся. Я считаю,что раз уж мы живем среди людей другой национальности то должны идти на определенные уступки, кроме того хоть Конституция РФ и разрешает нашу мусульманскую одежду, но существуют так же правила внутреннего трудового распорядка, в котором часто бывают прописаны требования к внешнему виду сотрудников, и работодатель имеет право требовать их соблюдения. Не знаю, как мне поступить. Надеюсь,что Вы сможете мне помочь мудрым советом.
Ответ с точки зрения психологии:
Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилующему! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей. Аминь.
После замужества жизнь женщины, действительно, меняется, но не настолько, чтобы «потерять себя» и «отказаться от мечты». Тем более, что вы недавно в браке, и у вас еще нет детей. Грустно, что непродолжительное время после замужества наводит вас на такие мысли. Это говорит о том, что, вступая в супружескую жизнь, вы не знали, что вас ожидает, не были подготовлены морально к реалиям вашей конкретной семейной жизни. Если ничего не менять, то с тревогой можно ожидать разворачивающихся событий в дальнейшем.
Первое, что я вам советую, это посмотреть на ситуацию с позитивом. Что хорошего пришло в вашу жизнь после замужества? Подумайте о достоинствах семейной жизни по настоящее время. О том, чему вы радуетесь, будучи замужней женщиной? Ведь жизнь с мужем не состоит только из негатива?
Затем поразмышляйте, какой вы ожидали увидеть свою личную жизнь, и сможете ли смириться с утратой ваших грез? Какой сейчас вы хотите видеть свою супружескую жизнь?
Ответы на все эти вопросы уже половина пути к решению проблемы. Главное, знать себя и искать решения проблемы, исходя из себя. Ведь это реально то, на что можно всегда опереться и пытаться изменять по случаю и своему моральному состоянию. Других людей и объективные причины поменять и как-то на них существенно влиять, а значит, и ждать весомой помощи мы не можем. Лишь воля Творца может повлиять на все эти причины возникновения проблемы, менять их и направлять в ту или иную сторону. Поэтому, первое – это делать дуа и менять саму себя, исходя из знаний о себе.
Когда вы одевали хиджаб, с каким намерением совершали это? Если вы изменили свой внешний вид только ради довольства супруга, а не Творца, тогда вам и вправду тяжело будет. Вы взрослый человек и сами несете ответственность за свой выбор. Аллах дает вам право выбирать, как жить. Нет принуждения в религии. Если вы выбрали быть в хиджабе не ради своей религии и довольства Всевышнего, то вам придется вынести испытания, связанные с ношением этой одежды. То, что делается не ради Аллаха, переносится тяжело, и с появлением препятствий человеку становится невыносимо. Подумайте об этом.
Быть может, вам необходимо задуматься о цели своего выбора в плане верхней одежды, расставить приоритеты, и тогда все встанет на свои места? А искусственно выжимать из себя неправильно, болезненно, да и бессмысленно. В таком случае, вы и сами не радуетесь текущим событиям, и пользы для себя в этом не находите. Потому как если носить хиджаб ради довольства Всевышнего, то от Него и ожидается за это ответ в виде награды, что делает сие действие наполненным глубоким смыслом, вдохновляющим на терпение ради этой высшей цели.
По поводу музыкальных инструментов есть фетвы ученых относительно их дозволенности в исламе. Уточните эти вопросы у алима. Насколько мне известно, разрешены игры лишь на определенных музыкальных инструментах, а остальные запрещаются. В этом, как и в любых повелениях Аллаха, есть смысл и мудрость, скрытая и явная для нас. Что касается харама и халяля в исламе, нужно избегать сомнительного. Скорее, ваша потребность в музыкальных инструментах объясняется желанием расслабиться и отвлечься. Почему бы для этой цели не использовать разрешенные в шариате методы? Ведь, на самом деле, разрешенного гораздо больше, чем запрещенного. А то, что запрещено, наносит человеку вред в обоих мирах. Стоит только задуматься обо всем этом!
Вам необходимо проводить время вместе с мужем так, чтобы вы могли отдохнуть. Это могут быть прогулки на воздухе или романтические вечера у себя дома. Какое-то совместное времяпровождение, которое оставило бы у вас приятные впечатления. Каждому человеку нравится что-то свое: кому-то совместное чтение, трапеза, прогулки, а кому-то подарки, сюрпризы и др. Вы должны знать, что вам нравится и сообщать об этом мужу. Я надеюсь, у вас получится найти компромиссное и халяльное времяпровождение, которое грело бы вам душу и сближало бы вас еще больше к друг другу.
Что касается похода вашего мужа в бассейн, где ему приходится сталкиваться с грехом (видеть девушек в бикини, например), то ему лучше отказаться от этого. Это будет лучше для его религии. Поговорите с ним откровенно на эту тему.
Что бы вы не делали, старайтесь оценивать себя через призму своей религии. Например, если вы совершили благое дело, которым доволен Аллах, а в результате получили испытание от Аллаха в виде каких-то неприятностей и т.п, то думайте в первую очередь о своем нияте (намерении). Тогда вам легче будет выдержать и сохранить свое духовное состояние перед Всевышним. Даже если вокруг вас будут люди, которые на ваше благое дело отвечают обратным или игнорируют вас, то продолжайте совершать богоугодное дело.
Ведь вам держать ответ перед Аллахом за добро весом с пылинку и зло весом с пылинку. За все будет спрошено в День Суда. Разве не ради поклонения Всевышнему мы созданы Им? Аллах испытывает нас, чтобы увидеть, кто стал ближе к Нему. Например, у вас конфликт с мужем, но вы продолжаете проявлять к нему добрый нрав, несмотря на его какое-то притеснение. Это, и вправду, сложно. Но разве довольство Аллаха и рай зарабатываются с легкостью? Несмотря на отношение к вам со стороны внешнего мира, продолжайте выражать красивый нрав ради Его довольства и своей религии, и своего положения в ахирате. Это будет лучше для вас в обоих мирах.
Так получилось, что замужество стало для вас испытанием. На многие вопросы вам придется отвечать самой себе. Искать ответы на них и меняться внутри. Жить же подобно вам с такими мыслями, мучительно и нерационально. За любым действием должен стоять смысл, иначе теряется его ценность. Дела оцениваются по намерениям, поэтому будьте внимательны к своему нияту, когда вы что-то делаете. И тогда Аллах вам облегчит, иншаАллах.
Каждый берет на себя то, что может выдержать. Что касается фарзов (обязательное) в исламе (например, намаз, хиджаб), то это от имана. Продолжайте изучать свою религию, общайтесь с праведными сестрами по вере.
Читайте в доме аяты и хадисы. Это наполнит ваш дом баракатом.
Я желаю мира вашему дому. И хвала Аллаху, господу миров! Аминь.
Эльвира Садрутдинова