Аллах прощает несправедливость лишь в одном случае
Любовь и взаимоуважение между супругами являются основой, фундаментом супружеской жизни. Без этого невозможно достичь спокойствия, о котором говорится в аяте:
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (ар-Рум, 21).
Любовь и милосердие, о которых говорится в этом аяте, должны оберегать супругов от несправедливости в отношении к друг другу. Если один из них нарушает права другого, то это является несправедливостью, которую Аллах не прощает, если не прощает ее тот, кому эта несправедливость была причинена. Посланник Аллаха (ﷺ) об этом ясно говорил: «Несправедливость (зульм), которую прощает Всевышний Аллах, – это несправедливость человека в отношении себя самого. Несправедливость людей к друг другу не будет прощена, пока в День суда они не призовут друг друга к ответу».
В статье пойдет речь конкретно о несправедливости мужчин к их женам. Муж является сильной половиной в супружеской паре, а сила с несправедливостью может обернуться грубостью и жестокостью. Потому с мужей будет спрос за то, как они обращались со своими женами.
Обязанности мужа касаются в основном материального обеспечения и доброго отношения к жене. Если эти обязанности не выполняются, жена имеет право требовать развод через шариатского судью.
Несправедливость мужей может проявляться в очень разных формах. Это может касаться махра (брачного дара) и манипуляции посредством развода. В доисламскую эпоху мужья могли давать своим женам неограниченное количество разводов, после чего возвращать их незадолго до окончания идды (срока, выжидаемого женами после развода). Ислам запретил это, предоставив мужьям лишь две возможности разводить своих жен с возможностью возвращения. После третьего развода мужчины уже не имеют права возвращать жен:
«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (аль-Бакара, 229).
Некоторые мужчины, пользуясь правом возвращать своих жен после развода, возвращают их для того, чтобы те не могли выйти замуж и не могли жить с ними нормальной супружеской жизнью. Они возвращают их, но ущемляют их права, жестоко обращаются к ним и обижают их.
Всевышний Аллах о таких говорит:
«Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не обращайте знамения Аллаха в шутку» (аль-Бакара, 231).
За подобную несправедливость Аллах обещает им суровую кару в День суда, когда люди сильнее всего будут нуждаться в Его милосердии и прощении. Людям, причиняющим несправедливость другим, следует задуматься о своем будущем и покаяться.
Посланник Аллаха (ﷺ) предостерегал: «Тот, кто притеснил своего брата, опорочив его честь или ещё как-то, пусть попросит прощения у него сегодня же, до того, как наступит день, когда не будет ни динара (золотой монеты), ни дирхама (серебряной монеты). По мере его притеснения заберут у него его благие поступки. Если не будет у него хороших деяний, то переведут на него плохие деяния того, кого он притеснил» (аль-Бухари).
Мольба притесненного
Притесняя жен, мужчины ослушаются посланника Аллаха (ﷺ), который велел обращаться хорошо с женщинами: «Хорошо обращайтесь с вашими женщинами и не забывайте, что они были созданы из ребра».
Мужу, который обижает свою жену, следует помнить о том, что она может молить Аллаха против него и проклинать его. Мольба притесненного человека не отвергается: «Мольба притесненного поднимается на облаках. Врата небес поднимаются пред ней, и Аллах говорит: «Клянусь Своим могуществом, Я помогу тебе, даже если через определенное время!»
Islam-Today