Преданность или материальная гарантия: для чего выплачивается махр?
Фото: Kwangmoozaa / shutterstock.com.
Всемогущий Аллах повелевает следующее:
«Отдавайте женщинам (на которых вы женились) их брачный дар (махр) безвозмездно...» (Ан-Ниса, 4).
Слово «садукат», использующееся в данном аяте в значении махра, происходит от одного корня со словом садакат (верность) и требует от мужчин выплаты некоторого количества имущества своим будущим женам, чтобы показать свою любовь и верность.
Махр, выплачиваемый мужчинами во время супружества, показывает его преданность и в то же время является материальной гарантией для женщины. Учитывая важность этого, Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Поистине, самым достойным для выполнения является условие, делающее дозволенными вам женщин (махр)» (Муслим).
Фото: shutterstock.com. Автор: RuskaPixs.
Однако размер махра определялся в зависимости от материального положения брачующихся и местных условий. Следующими словами Пророк ﷺ советовал проявлять умеренность в вопросе определения махра, чтобы не уйти в крайность: «Наилучшим бракосочетанием является легкое бракосочетаниe» (Абу Дауд).
«Самой благодатной является женщина, которая обеспечивает легкость в вопросе выплаты махра» (Хаким).
Наставление пятницы: целомудрие – оружие против нафса
Посланник Аллаха ﷺ также учитывал экономические трудности в условиях того времени. Мужчины, которые не могли выплатить что-либо материальное в качестве махра своей будущей жене, получали некоторое послабление. Пророк ﷺ сообщил о том, что для мужчин и женщин, находящихся в таком положении, махром могут служить не только материальные ценности, но и высокие духовные ценности. Например, он женил одного из своих сподвижников, не имевшего какого-либо материального имущества, взамен на то, что тот обучит свою жену сурам священного Корана, которые знал наизусть (Бухари).
Пророк ﷺ, считавший махр естественным правом женщины, также упразднил брак под названием «шигар», оставшийся со времен джахилии. В этом виде брака, который можно назвать «обменом», мужчины обменивали своих дочерей или сестер, находящихся под их опекой, без выплаты махра (Муслим).
Подобным образом люди того времени избавляли себя от выплаты махра с помощью брака шигар. Пророк ﷺ запретил подобные виды бракосочетания без выплаты махра, включая «браки по обмену» (бардаль).
Из книги «Брачный союз в свете хадисов»