Об этике мусульманина к посторонней ему сестре по вере
В Благородном Коране прописаны основные нормы поведения между посторонними (намахрам) друг другу мужчиной и женщиной. О них знает каждый практикующий ислам мусульманин, но каждый ли следует прописанному в повседневной жизни?
В силу сложившихся устоев современного общества, в котором отношения мужчин и женщин далеки от религиозных норм, сложно быть «не таким, как все». Дружеское или простое общение с друзьями, однокурсниками, коллегами, посиделки в разнополой компании стали сегодня привычным, вполне безобидным делом. Однако, безобидность ли чего-либо регулирует запретность или же слово Всевышнего – путь, который выбрал человек?
Принимая ислам и решая соблюдать прописанные в нём каноны, верующий старается максимально отстраняться от неподобающей модели поведения и собраний. Ограничивается вежливостью и краткостью в вынужденном разговоре с противоположным полом, относящимся к намахрам. И всё же кое-что часто упускается, особенно между самими соблюдающими: обращение лицом к лицу при диалоге, кокетство, улыбка и прочее. Есть предположение, что причина этого кроется в смутном представлении современными мусульманами (как мужчинами, так и женщинами) того, как именно должны выстраиваться их социальные отношения. Поэтому не будет лишним вспомнить об опыте праведных людей и предков в этом вопросе.
Имаму Шамилю принадлежат слова: «Если мужчина будет мужчиной, то и женщина будет женщиной». Пожалуй, тему взаимоотношений между полами можно основать именно на них. Ведь женщины позволяют себе ровно столько, сколько позволяет себе мужчина. Стоит ему уклониться, как женщина либо расслабляется, либо забывается, либо, если её иман слабый, она вовсе может отойти от заповедей своей религии.
Это происходит по причине её эмоциональности, уязвимости. И Господь в 30 аяте суры «ан-Нур» сначала требует ответственности с мужчин: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят». После, в 31 аяте, с женщин: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны...».
В конце же Всевышний обращается ко всем мусульманам: «О, верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете». Как ещё сказано: «Портится мужчина - портится семья. Портится женщина - портится народ». Потому за порядочность женщины ответственен мужчина. Он, будучи сам воспитанным, должен уметь воспитывать своих женщин (дочь, сестру, жену), требовать, чтобы они вели себя благопристойно. А воспитанная женщина уже будет нести в общество благо.
Но что по поводу социальных отношений между посторонними друг другу братом и сестрой по вере? Как они должны взаимодействовать в обществе и могут ли вообще? Конечно, могут. Это жизнь и невозможно людям полностью изолироваться друг от друга. Элементарный поход на рынок за продуктами столкнёт там мужчин и женщин лицом к лицу. Аллах Субханаху ва Та’аля желает лишь соблюдения этических границ между ними.
В Коране пример таких взаимоотношений, которыми Он доволен, приводится в исполнении пророка Мусы (а.с.) и двух дочерей пророка Шуайба (а.с.): «А когда он (Муса) остановился у водопоя воды племени Мадйан, у него он нашёл общину людей, поивших скотину. Неподалёку от них он увидел двух женщин, которые отгоняли своё стадо. Он спросил их: «В чём ваша проблема?». Они сказали: «Мы не поим свой скот, пока не уйдут пастухи, а отец наш (Шуайб) глубокий старик». Он напоил для них скотину [...] Одна из двух женщин подошла к нему застенчиво и сказала: «Мой отец зовёт тебя, чтобы вознаградить за то, что ты напоил для нас скотину [...] и сказала (отцу): «Отец мой! Найми его (чтобы нам не пришлось находиться среди мужчин на водопое), ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силён и заслуживает доверия» (Касас, 23-26).
Благородство Мусы (а.с.), неравнодушие к очевидным проблемам девушек (раз они вдруг оказались одни посреди мужчин) побудило его проявить беспокойство и заботу по отношению к ним. Желание помочь – естественное качество нормальных людей. Но деликатная дистанция обеих сторон – показатель их богобоязненности, воспитанности и того, что каждый из них хорошо знает о допустимой поведенческой модели. Девушки не бросились в гущу мужчин, только потому что ответственность за хозяйство легла на их плечи, а скромно ожидали в сторонке, и при первой же возможности избавиться от этого неподобающего положения, предложили отцу нанять помощника. Муса же (а.с.) обратился к ним исключительно по делу, не переходя на вольную беседу и любезность.
Аллах Табаракя ва Та’аля говорит в Коране об адабе взаимодействия между верующими мужчинами и жёнами Посланника ﷺ прямым текстом: «Если же вы просите какую-либо утварь у одной из жён пророка, то попросите через завесу. Это чище для ваших и их сердец от искушений шайтана»; «О, жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина в отношении чести и достоинства. Если вы богобоязненны, то не будьте мягки и ласковы в своих речах с другими, чтобы не возжелал вас тот, чьё сердце порочно. Говорите с другими обычные, серьёзные слова» (Ахзаб, 53; 32).
Обращённость этих аятов именно к супругам пророка подчёркивает их более высокий и важный статус. Они – духовные матери всех мусульман, заслуживающие особое почтение. Всевышний воспитал в Пророке ﷺ и наших духовных матерях лучшие духовно-нравственные качества, дабы и мы стремились к эталону совершенства. Значит, эти повеления относятся ко всем верующим.
Если вспомнить даже наших татарских женщин всего столетней давности (до реформ), можно увидеть соблюдение ими вышеописанных заветов Аллаха. Они, при необходимости, говорили с мужчинами не глаза в глаза, а прикрывая лицо концом своего головного платка, при этом стеснительно потупляя взор. И мужчины не смели заговаривать с ними без дела, заставляя женщин лишний раз смущаться. Так было заведено, ибо того требуют Коран и сунна.
Доктор богословия Знаменский П.В. свидетельствует о том в своей книге: «Как во всем магометантском мире, у татар существует до известной степени затворничество женщин. Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену. В быту бедного, рабочего люда, как городского, так и сельского, такое укрывательство женщины, разумеется, невозможно; но и бедная женщина этого класса при встрече с мужчиною обязана закрыть своё лицо или по крайней мере отвернуться от него при разговоре...»
А как себя чувствуют мусульманки сегодня, когда иной раз братья позволяют себе откровенное общение, например, останавливая их на крыльце ВУЗа?
Вспомнился рассказ одной сестры, которая однажды вынуждена была вызвать себе такси (при необходимости женщина может пользоваться официальными услугами перевозок внутри города). Тогда водитель оказался мусульманином, чему она вначале обрадовалась, ведь так спокойнее. Однако эту поездку омрачила его невоспитанность. Он всю дорогу пытался разговорить её, многократно и навязчиво спрашивая, открыть или закрыть окно, не дует ли и тому подобное. И это, несмотря на то, что она упорно хранила молчание, лишь коротко и раздражённо отвечая «да, нет» на вопросы водителя. То ли желая проявить уважение и вежливость к ней по причине её веры, то ли он откровенно пытался оказывать знаки внимания, как к женщине, она так и не поняла. Но подобное было недопустимо!
В исламе есть определённые, строгие правила поведения. Не имеет никакого значения ни то, в каком веке живут верующие, ни то, в каком обществе. Нравственность и дисциплины религии неизменны. Мусульманин будет знать, как необходимо обращаться к женщине, и мусульманка будет знать о подобающем ей поведении! В противном случае они оба понесут ответ перед Всевышним за испорченность общества, которой они способствовали. Ведь женщина позволяет себе ровно столько, сколько позволяет себе мужчина!
Айна Замаева