Макияж в жизни мусульманки, или средства украшения, которые в Исламе запрещены
История косметики начинает свой отсчет от времен Древнего Египта, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Признанной законодательницей египетской моды является царица Клеопатра, которая была автором собственной косметической линии и даже написала целую книгу с описанием различных косметических средств.
Оттуда мы знаем, что египетские женщины пользовались в качестве косметики такими экзотическими веществами, как львиный жир и жир черных змей, бычья кровь или перетертые копыта животных. Более того, известно, что косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины, в частности, фараоны и их жрецы, для которых косметика имела ритуальное значение.
Женщины Древней Греции и Рима использовали в качестве косметических средств уже более привычные для нас вещества: оливковое масло, мед и пчелиный воск, популярны были маски для лица на основе глины. Следует отметить, что в иные эпохи, в частности, в викторианской Англии 19 века, использование косметики считалось признаком дурного тона. Красили лицо и волосы только женщины легкого поведения. Порядочным женщинам пользоваться губной помадой или румянами было неприлично.
Что же говорит исламская религия об использовании косметических средств?
Религия советует мусульманкам отдавать предпочтение натуральным косметическим средствам, которые не только украшают женщину, но и полезны для здоровья. Здесь следует отметить, прежде всего, такие вещества, как хна и сурьма.
Хна – вещество, которое изготавливают из растения лавсония, имеет огромный спектр применения. Из нее делают порошок, которым можно окрашивать волосы, делать рисунки на коже рук и ног (мехенди), окрашивать ногти. При этом хна обладает лечебным эффектом – ее используют для заживления ран, лечения ожогов.
Отваром листьев хны можно полоскать горло при простуде или мыть голову, если сильно выпадают волосы. Об этом целебном свойстве хны упоминается в хадисах. Известно, что Пророк (мир ему) рекомендовал своим сподвижникам хну от головной боли или для лечения ран и порезов.
Абу Рафаи передал: «Я находился в присутствии Пророка (мир ему). Проведя рукой по своей голове, он (мир ему) сказал, что глава всех красителей – это хна, так как она придает сияние лицу и улучшает потенцию» (Абу Нуайм).
Пророк (мир ему) говорил людям о пользе хны:
«Лечитесь хной! Это сделает ваш разум светлым, а сердце чистым» (ат-Тирмизи).
Краска, изготовленная из хны, не препятствует проникновению воды на кожу, что немаловажно для мусульман, поскольку ее не нужно смывать перед совершением ритуального омовения.
Другое косметическое вещество – сурьма - также многократно упоминается в пророческих сообщениях как украшение для глаз, которым пользовались как мужчины, так и женщины. Чаще всего ее изготавливали из минерала под названием исмид, который благотворно влияет на зрение и укрепляет ресницы.
Передается, что у Пророка (мир ему) был сосуд с сурьмой, и он каждый вечер наносил сурьму на каждый глаз. Своим последователям он говорил о ее пользе:
«Наносите сурьму на глаза, так как это укрепляет зрение и способствует росту ресниц».
Если говорить об использовании декоративной косметики – помады, туши для ресниц, теней для век, румян, то их использование в принципе религия не запрещает, но с некоторыми оговорками:
1. Поскольку одним из важных качеств женщины является скромность, то не следует выходить из дома ярко и броско накрашенной, такой макияж лучше оставить для привлечения внимания мужа внутри дома.
2. Второй момент, который следует иметь в виду, – это состав косметики, не содержит ли она в своем составе вещества, которые считаются нечистыми (как этиловый спирт или животный жир). В противном случае ее придется смывать перед совершением омовения и ритуальной молитвой (намазом).
3. Также косметические средства не должны препятствовать проникновению воды на кожу лица, рук и ног, на поверхность ногтей, а также на волосы головы при совершении омовения. По этой причине женщинам-мусульманкам не рекомендуется использовать лак для ногтей – поскольку он закрывает доступ воде к поверхности ногтя, делая недействительным омовение.
Дозволяется использование кремов, масел, лечебных масок, бальзамов и шампуней для волос и иных средств гигиены. Но при их использовании также следует смотреть на состав – не содержат ли они веществ, считающихся нечистотой.
При использовании парфюмерных средств – духов, дезодорантов, следует также иметь в виду принцип скромности. Не следует использовать духи или дезодорант с резким, сильным запахом, поскольку это привлекает ненужное влияние к женщине. Такие духи лучше оставить для дома, чтобы доставить удовольствие супругу.
Следует также отметить, что некоторые средства украшения себя религией запрещены:
1. Сюда, в частности, относятся татуировки, введение красящих веществ под кожу, поскольку это действие относится к изменению творений Всевышнего. В хадисе говорится, что под проклятие Всевышнего подпадает как человек, которому делают татуировку, так и тот, кто этим занимается (Бухари и Муслим).
К сожалению, есть некоторые невежественные мусульмане, которые считают, что если они сделают рисунок с надписями: «Я люблю ислам» или «Улыбайся – это Сунна» (или им подобными), то это грехом якобы не будет.
Можно ли делать татуировку по Исламу? >>
Как мы выше сказали, делать рисунки хной дозволяется, поскольку хна обычно наносится на поверхность кожи (а не под кожу), со временем такой рисунок смывается, и хна не мешает проникновению воды на кожу.
2. Религия запрещает женщине выщипывать брови, поскольку это также будет относиться к изменению естественного облика человека, сотворенного Всевышним. Исключение делается в случаях, если брови имеют слишком большую и некрасивую форму, так что придают женщине уродливый вид, или такие густые и длинные, что мешают видеть.
Удалять волосы с других мест лица, к примеру, над верхней губой, на подбородке, дозволяется.
Единственный случай, когда женщине дозволено выщипывать брови >>
3. По этой же причине не следует делать пирсинг – прокалывать отверстия на теле, исключение делается для ушных серег (и по мнению некоторых ученых, для серьги в носу – в той местности, где это относится к принятым обычаям).
Анна Кобулова