Как мусульманину выбрать круг общения
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
«Посланник Аллаха, [пророк Мухаммад](да ниспошлет Аллах ему благословение и мир!), сказал, что нет иного пути к познанию Аллаха, кроме [как путем] познания души» (Ибн Араби, «Мекканские откровения»).
Посланник Аллаха (ﷺ) призывал верующих к познанию самих себя, чтобы посредством самопознания они смогли стать высоконравственными людьми и добиться требуемых духовных вершин. Он всегда напоминал им о том, что забвение собственной души привлечет одни несчастья и беды. И учил, что до тех пор, пока человек не пройдет стадию самопознания, он не сумеет достичь значимых духовных побед.
В известном высказывании пророка Мухаммада (ﷺ) говорится: «Тот, кто познал себя, познал своего Господа». Такой же хадис передается от пророка Идриса (мир ему): «Тот, кто познал творения, познал Творца. Тот, кто познал блага, познал Благодетеля. Тот, кто познал себя, познал своего Господа».
Также, Аллах говорит в Коране:
«Разве не прошло так много времени, [с тех пор] как человек был неизвестен? Поистине, Мы создали человека из капли смешанного [семени]. Мы испытываем его. И Мы сделали его слышащим и зрячим» (Человек, 1-2).
«Не будьте подобны тем, кто забыл об Аллахе, и кого Он заставил забыть о самих себе [кто перестал приносить самим себе пользу]. Они – нечестивцы [непокорные Аллаху]» (Сбор, 19).
Как сказал Джунайд аль Багдади (куддиса сирруху): «Тот, кто знает себя как беспомощного, знает своего Господа как Всемогущего, и тот, кто знает себя как заблуждающегося, знает Господа как Всемилующего».
Абу-Саид Абул Хайр (куддиса сирруху) сказал: «Кога человек познает себя, как несуществующего, он познает Аллаха, как Всеобъемлющего (аль-Васи`)». Таким образом, верующий человек обязан познавать себя. И прежде всего – свои слабости.
Но не стоит забывать, что нужно не просто познавать себя, но и работать над выявленными недостатками. Как сказал один ученый: «Кто познал душу свою, тот занят ее исправлением, а не пороками людей, и кто познал Господа своего, тот занят Им, вместо того чтобы заниматься страстями своими».
Что касается предпочтений в выборе спутника жизни, делового партнера, друга, то здесь один критерий – богобоязненность. Когда Пророк (ﷺ) сватал свою молочную мать Умм Айман (р.а.), то сказал своим сподвижникам: «Если кто-то из вас хочет взять в жены женщину из людей Рая, пусть женится на Умм Айман».
Наши праведные предшественники связывали свое благополучие с исламом. «Поистине, женщину берут в жёны из-за её религии, из-за её богатства и из-за её красоты, и тебе следует жениться на той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (Муслим).
«Если к вам придет тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы это не сделаете, то начнется смута на земле и чрезмерное распутство» (Тирмизи).
У самого посланника Аллаха (ﷺ) было несколько жен (да будет доволен ими всеми Аллах), с которыми он прожил счастливую семейную жизнь. Богобоязненность также лежит в основе уже сложившихся семейных отношений.
От Абу Хурайры (р.а.) передается, что пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Верующий не должен ненавидеть свою верующую жену, ибо если даже ему не нравится в ней что-то, то ему непременно понравится что-то другое» (Муслим).
Ислам приучает видеть в женщине не только ее качества, но и ее суть: «Поистине, женщина была создана из ребра, и если ты постараешься выпрямить его (полностью), то сломаешь, а если оставишь его, то этой кривизны будет достаточно, чтобы жить с ней (и наслаждаться ею)» (Бухари).
У верующих супругов гораздо больше точек соприкосновения для достижения гармоничных взаимоотношений. Поэтому, им должно быть легче обойти резкие углы в отношениях, чем другим. То есть, им есть ради чего и ради кого меняться самим и выстраивать теплые взаимоотношения. Довольство Аллаха – большой стимул для того, чтобы улучшать свой нрав.
«Да помилует Аллах мужчину, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, которая также совершает молитву, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, который также совершает молитву, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» (Ахмад, Абу Дауд).
К какому бы психологическому типу личности не относился человек, ислам призывает любить друг друга: «Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).
Также религия призывает оказывать посильную помощь: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари, Муслим).
Вот принцип выбора друга в исламе: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу» (Ахмад, Тирмизи, Хаким). Нужно искать способы улучшения своего нрава и подмечать в других не различия, а то, что объединяет нас. А этот хадис объясняет на что должен обращать внимание человек при общении с другими людьми.
Хараша ибн аль-Харр (р.а.) рассказывал: «Однажды один человек стал свидетельствовать перед ‘Умаром ибн аль-Хаттабом (р.а.), и ‘Умар сказал ему: «Я не знаю тебя, приходи с тем, кто знает тебя!» Один из присутствовавших сказал: «Я знаю его!» ‘Умар (р.а.) спросил: «Чем он известен тебе?» Тот ответил: «Справедливостью и надежностью». ‘Умар (р.а.) спросил: «Он твой сосед, которого ты видишь и ночью, и днем, и когда он приходит и уходит?» Тот ответил: «Нет». ‘Умар (р.а.) спросил: «Ты ведешь с ним торговые отношения, в которых узнается набожность?» Он сказал: «Нет». ‘Умар (р.а.) спросил: «Он твой спутник в пути, в котором познается благой нрав?» Тот ответил: «Нет». Тогда ‘Умар (р.а.) сказал ему: «Ты не знаешь его!» А затем сказал тому свидетелю: «Приходи с тем, кто знает тебя» (Байхаки).
Таким образом, для верующего человека набожность – это наиважейший критерий в его взаимосвязях с людьми. Кому как не Аллаху лучше знать Свои творения?! Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Я оставил вам две вещи, руководствуясь которыми вы никогда не ошибетесь и не впадете в заблуждение: это книга Аллаха и сунна Его посланника (ﷺ)» (Бухари).
И хвала Аллаху, Господу миров!
Автор: Эльвира Садрутдинова